. Тактика первоначального осмотра места происшествия и обыска
Любое преступление, в том числе получение взятки, совершается в материальном мире. И, несмотря на изворотливость и принятие всех мер для его сокрытия, оно всегда оставляет следы, под которыми в криминалистике в широком смысле понимают «всевозможные изменения в материальной обстановке, причинно связанные с событием преступления»300.
С целью непосредственного обнаружения следов преступления, вещественных доказательств, выяснения обстановки происшествия и иных обстоятельств, имеющих отношение к преступлению, проводится осмотр места происшествия, заключающийся в непосредственном восприятии и исследовании следователем материальной обстановки.
Осмотр места происшествия – это первоначальное следственное действие. Как пишет А.Б.Соловьев, на первоначальном этапе расследования преступлений в работе следователя четко прослеживаются два направления в собирании доказательственной информации. С одной стороны, осмотры места происшествия, обыски и выемки, а с другой – проведение первоначальных допросов301. В литературе осмотр места происшествия называют иногда «началом немедленной оценки»302.
При производстве осмотра места происшествия следователь руководствуется рядом положений, из которых можно выделить три основных: во-первых, осмотр места происшествия требует от следователя знания процессуального закона, поскольку самый хороший по технике выполнения и результатам осмотр потеряет свое доказательственное значение, если в ходе его будут допущены нарушения процессуального закона303.
Во-вторых, следователю следует знать особенности осмотра места происшествия, так как от вида преступления зависит и тактика его проведения (при дорожно-транспортных происшествиях она одна, при кражах – другая и т.д.), когда осмотру подвергаются конкретные материальные объекты, имеющие доказательственное значение. При этом речь идет именно о тактике осмотра места происшествия, а не об автоматическом его описании. Это вызвано тем, что, хотя, на первый взгляд, при осмотре нет прямого противостояния следователя и обвиняемого, однако оно носит опосредованный характер, поскольку преступник часто принимает активные меры по сокрытию следов преступления, вплоть до их уничтожения. Тем более важны тактические приемы осмотра в присутствии самого подозреваемого или обвиняемого.
Тактику следственных действий В.И.Комиссаров определяет как раздел следственной тактики, в котором на базе процессуальных правил, теоретических положений разрабатываются ситуационные системы рекомендаций о порядке, пределах, условиях взаимодействия следователя с участниками процесса в ходе проведения следственных действий в целях наиболее оптимальной организации поиска, получения, исследования и фиксации доказательственной информации, определения путей ее дальнейшего использования при производстве конкретных следственных действий304. Все это имеет отношение и к осмотру места происшествия.
И, наконец, в-третьих, качественный осмотр предполагает не менее качественную фиксацию его результатов в протоколе, так как обнаружение всех следов преступления на месте происшествия не будет иметь никакого значения для расследования уголовного дела, если эти следы не будут положенным образом перечислены и описаны.
Поскольку любой осмотр является действием, отображающим в сознании человека материальный мир, который он воспринимает и затем воспроизводит в процессуальном акте, то оправданно говорить о психологии осмотра места происшествия. Как пишут М.И.Еникеев и Э.А. Черных, «осмотр места происшествия является следственным действием, основанным на чувственной сфере познания и направленным на отражение пространственно-предметного единства воспринимаемой обстановки, временной последовательности событий и на выявление их причинно-следственных связей»305.
Осмотр места происшествия при расследовании взяточничества, совершенного должностными лицами правоохранительных органов, представляет собой следственное действие, проводимое часто до возбуждения уголовного дела, заключающееся в восприятии и исследовании следователем объектов материальной обстановки в целях обнаружения и изъятия предмета взятки, документов, записей и иных объектов и следов, связанных с ее получением, закреплением их в протоколе осмотра места происшествия.
Как было ранее указано, осмотр места происшествия может быть произведен после окончания оперативного эксперимента и оформления его результатов, когда изъятие предмета взятки фиксируется в акте изъятия оперативными работниками (26 % случаев), либо сразу после окончания оперативного эксперимента, когда все его результаты, в том числе обнаружение и изъятие денег, или другого вида взятки, фиксируется протоколом осмотра места происшествия (63 % случаев) или протоколом обыска (11 % случаев).
Работники отдела ГИБДД г. Уфы М. и Л. вымогали у водителя Т. взятку в размере 20 000 рублей за его неосвидетельствование, когда тот находился в состоянии алкогольного опьянения. В качестве залога, М. и Л. взяли у Т. водительское удостоверение и сотовый телефон. Т. обратился в УБОП г. Уфы о вымогательстве у него взятки. Деньги в размере 20 000 руб. путем оформления протокола были помечены органами УБОП в процессе оперативного эксперимента и вручены Т. Затем Т. встретился с М. в машине последнего и положил деньги в ящик между сиденьями. Когда Т. вышел из машины, к ней подошли работники УБОП и прокуратуры изъяли деньги путем осмотра места происшествия – автомашины, – который провел следователь прокуратуры306.
Поскольку в большинстве случаев (63 %) речь идет об изъятии предмета взятки путем осмотра места происшествия как действия, более, на наш взгляд, эффективного и имеющего большее доказательственное значение, то мы будем говорить преимущественно о нем.
Осмотр места происшествия начинается с подготовки, которая делится на две стадии: подготовку до выезда на место происшествия и подготовительные действия на месте осмотра307.
При подготовке к выезду на осмотр следователь должен представлять, где он будет происходить, и, исходя из этого, наметить состав лиц, которые должны будут там находиться. Так же необходимо заранее пригласить специалиста из числа лиц, знающих специфику работы должностного лица, получающего взятку, который может быстро сориентироваться в ходе осмотра многочисленных служебных документов и записей, а также оказать другую помощь в ходе следственного действия308. Учитывая, что речь идет о правоохранительных органах, часто связанных с делами оперативного учета, то, как следователь, так и участвующие в осмотре специалисты, должны иметь соответствующий допуск к работе с секретными документами. В случае отсутствия такого допуска может возникнуть определенная коллизия законности действий следственно-оперативной группы. При необходимости может быть приглашен прокурор-криминалист, который поможет следователю провести осмотр, упаковать вещественные доказательства, произвести видео- и фотосъемку, а также окажет содействие в других проводимых следователем действиях309. Последнее имеет значение именно при проведении следственного действия в отношении сотрудников правоохранительных органов. В связи с этим отметим, что поскольку осмотр места происшествия нередко проводится в самом правоохранительном органе, то следователю и прокурору-криминалисту, как правило, следует быть в прокурорской форме, что будет способствовать созданию атмосферы официальности, серьезности положения и определенной строгости проводимых действий.
Немаловажное значение имеет участие в осмотре понятых. Они должны быть совершеннолетними, психически уравновешенными, иметь достаточное время для участия в осмотре, который может продлиться несколько часов, и не заинтересованными в уголовном деле. К последнему условию следует подойти серьезно. В практике был случай, когда в качестве понятых были приглашены студенты, проходившие практику в прокуратуре. На суде подсудимые заявили, что понятые заинтересованы в исходе уголовного дела, поскольку им нужна положительная характеристика от следователя по итогам практики. И хотя суд не принял во внимание доводы обвиняемых, определенный казус имел место. Следует помнить, что суд будет определять достоверность такого доказательства, как осмотр места происшествия, путем допроса понятых, которые будут выступать в качестве свидетелей следственного действия. Отсюда личные качества понятых, например уровень их интеллекта, нравственность, физические способности (слух, зрение), должны соответствовать значению проводимых следователем мероприятий310.
Если осмотр проводится в нескольких помещениях и несколькими следователями, то количество понятых следует увеличить. Любые действия следователя и оперативных работников в помещении, их передвижения, опытные исследования, перестановка предметов и т.д. должны производится в их присутствии.
Осмотр места происшествия, особенно если он производится для изъятия предмета взятки, то есть после проведения оперативного эксперимента, ведется обычно с использованием видеосъемки (до 89 % изученных уголовных дел). Безупречное доказательственное значение имеет съемка без остановок, еще перед началом самого осмотра, допустим, перед вхождением, должностного лица в служебный кабинет и затем весь ход осмотра фиксируется на видеокамеру до самого окончания следственного действия (следует заранее подготовить аккумуляторное или стационарное питание видеокамеры). Все это позволит затем суду непосредственно наблюдать осмотр и дать ему объективную оценку. Оператор, производящий видеосъемку, должен знать, куда направлять видеокамеру, чтобы зафиксировать важные для доказывания моменты осмотра. Это прежде всего съемка предмета взятки, поведение должностного лица, действий следователя и других участников мероприятия. Составленный протокол осмотра места происшествия должен отражать условия видеосъемки311.
Прежде чем начать осмотр, нужно уяснить, какую информацию необходимо получить в процессе этого следственного действия312. При осмотре места происшествия по делам о взяточничестве работниками правоохранительных органов кроме обнаружения самого предмета взятки необходимо найти документы, которые, как отмечает З.Т.Баранова, непосредственно отображают выполнение должностным лицом действий в интересах взяткодателя, и документы, отображающие служебные действия должностного лица, аналогичные тем действиям, за которые была получена взятка313. Последнее имеет смысл для сравнения как законных и незаконных действий должностного лица, так и для установления других фактов взяточничества и иных преступных действий.
Б.И.Шевченко обоснованно разделил сам осмотр места происшествия на общий и детальный314. При общем осмотре описывается общий вид помещения, расположение мебели, окон, дверей и т.д. Данный этап осмотра имеет значение для опровержения возможной версии преступника, что взяткодатель подкинул взятку через окно. В ходе детального осмотра фиксируется точное место обнаружения предмета взятки, место нахождения должностного лица на момент начала осмотра, место нахождения тех или иных документов.
При проведении личного обыска в случае, если взяткополучатель прячет предмет взятки при себе и добровольно не отдает, может возникнуть определенная правовая сложность. Анализ норм Законов РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О милиции» показывает, что милиция может производить принудительный досмотр граждан только в случае подозрения на хранение наркотиков, оружия и взрывчатых веществ (ст. 11 Закона «О милиции»). Другого закон не предусматривает. Поэтому, строго говоря, у органов, осуществляющих ОРД, нет правовых оснований принудительного досмотра, а другими словами личного обыска.
Ст. 184 УПК РФ разрешает о принудительный личный обыск только при возбужденном уголовном деле. Тем самым налицо существенный пробел в законе. Однако, поскольку при обыске и осмотре условия их проведения одинаковы, то практические работники считают, что не будет нарушением закона производство личного обыска на месте, осмотра, при задержании лица с поличным, когда есть достаточные основания полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте скрывает при себе предметы и документы, которые могут иметь значение для уголовного дела315.
Данная ситуация, не урегулированная законом, типична и для расследования иных преступлений. Поэтому мы рекомендуем внести следующее дополнение в ст. 177 УПК РФ, регламентирующую порядок и основания осмотра места происшествия.
Статья 177. Порядок производства осмотра
При осмотре места происшествия, в случае достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся на месте происшествия, скрывает при себе предметы и документы, которые имеют значение для уголовного дела или проведения доследственной проверки, у него может быть произведен личный обыск без соответствующего постановления. О факте личного обыска следователь, либо иное лицо, производившее обыск, в течении 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора в порядке ч. 5 ст. 165 настоящего Кодекса.
Указанное дополнение исключит некоторую дискуссионность вопроса об основаниях личного обыска до возбуждения уголовного дела.
Кроме этого, в случае нахождения в момент осмотра в помещении посторонних лиц, необходимо выяснить их личности, причины нахождения в данном месте и не отпускать их до окончания осмотра, поскольку они могут иметь отношение к совершению должностного преступления, быть сообщниками преступника и по другим аналогичным причинам316. В целом с момента начала осмотра и до его окончания никто не должен покидать помещения, где производится следственное действие.
Следует фиксировать поведение взяткополучателя, его пояснения о нахождении предмета взятки. Оперативные работники должны пресечь действия взяткополучателя в случае, если он захочет избавиться от предмета взятки, попытается скрыться, инсценировать провокационные действия о якобы нарушении его законных прав и т.д. Следователь с самого начала осмотра должен предоставить преступнику возможность вызвать адвоката. Поскольку все будет фиксироваться на видеокамеру, это позволит затем избежать в суде лишних замечаний о нарушении прав обвиняемого на защиту.
Исходя из обстоятельств дела, границы осмотра места происшествия целесообразно расширить по следующим причинам: 1) должностное лицо могло получить взятку в одном помещении, а его рабочее место, где так же могут находиться следы преступления, расположено в другом; 2) подразделение правоохранительного органа (отдел, отделение) находится в нескольких кабинетах, поэтому интересующие документы могут находиться в другом месте; 3) соучастник получения взятки работает в другом кабинете, и представляющие интерес документы находятся у него.
При осмотре места происшествия по делам о взяточничестве, совершенном должностными лицами правоохранительных органов, подлежат поиску и изымаются личные записи, записные книжки, ежедневники и еженедельники, компьютеры с базой данных, сотовые телефоны, служебные документы, в том числе дела оперативного учета, уголовные дела, другие документы, представляющие интерес для расследования. Причем интерес должны представлять не только предметы, касающиеся взятки, о которой имеется заявление, но и документы, которые могут указывать на другие факты взяточничества. Об этом могут свидетельствовать обнаруженные материалы проверок, оперативные и уголовные дела, по которым истекли все сроки рассмотрения, и другие служебные бумаги, которые сотрудник правоохранительных органов просто прячет у себя.
Осмотр должен проводиться в строгой последовательности, без спешки и суматохи, добросовестно и объективно. Как верно замечает И.Е.Быховский, при осмотре места происшествия следователь не должен быть в плену первой версии о виновности преступника, его задача – объективно зафиксировать обстановку на месте происшествия, а затем, в ходе проверки или расследования, путем анализа совокупности всех имеющихся данных по делу строить те или иные предположения и выводы317.
В ходе неотложных следственных действий при возбужденном уголовном деле у подозреваемого и иных лиц может быть проведен обыск, в том числе с целью обнаружения предмета взятки (11 % случаев). Производство обыска отличается от осмотра тем, что цель обыска значительно уже целей осмотра и направлена на поиск конкретных предметов. Обыск носит ярко выраженный принудительный характер, причиняющий ущерб законным правам и интересам граждан, что требует вынесения обоснованного постановления о нем318, а также более строгого соблюдения вопросов этики и нравственности при его производстве319.
Во многом тактика производства осмотра места происшествия и обыска, их цель – нахождение предмета взятки и других предметов, имеющих отношение к преступлению, состав участвующих лиц, поисковый характер действий, фиксация в процессуальном акте совпадают. Однако в протоколе обыска невозможно отобразить обстановку места обыска, следы преступления, действия участников следственного действия и другие моменты, имеющие значение для дела. Все это требует проведения именно осмотра места происшествия. В случае, если проводится обыск, и в результате его проведения были обнаружены следы преступления (допустим, следы специального химического порошка, которым были обработаны деньги), то, как верно замечает А.Р.Ратинов, сначала следует закончить обыск, а затем в этом же помещении произвести осмотр места происшествия. Может сложиться иная ситуация, когда проводится осмотр места происшествия, а собственник помещения либо руководитель правоохранительного органа категорически против проведения осмотра другого (или других) помещений. Тогда следователь вправе вынести постановление об обыске и немедленно, даже совершая решительные действия, вплоть до взлома дверей320, провести его. Затем оформляются два разных протокола в той последовательности, в какой проводились мероприятия321. Следователь в соответствии со ст. 165 УПК РФ в течение 24 часов уведомляет о проведенном обыске прокурора и суд для получения заключения о его законности.
Как обоснованно пишет В.В.Степанов, «особенностью по делам о взятках является необходимость проведения в ряде случаев групповых обысков»322. Это могут быть обыски по месту жительства нескольких подозреваемых и членов их семей, по месту работы соучастников получения взятки, если они работают в различных правоохранительных органах или подразделениях, и т.д. В этом случае, как мы указывали ранее, достаточными данными для проведения обысков будут в числе процессуальных и непроцессуальные данные, то есть полученные в результате оперативно-розыскных действий323.
В методической литературе указывается, что в случае необходимости оперативные работники могут производить обыск по письменному поручению следователя324. По нашему мнению, поскольку речь идет об основных следственных действиях, то в данном случае производство обысков должны выполнять не оперативные работники, а следователи прокуратуры. Это тем более актуально, когда следственные действия производятся в отношении сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, в связи с чем не должно возникать вопросов в объективности и законности проводимых мероприятий. С целью соблюдения объективности при проведении первоначальных неотложных следственных действий постановлением прокурора создается следственная группа из нескольких следователей, каждый из которых по отдельности проводят осмотр и обыски. Такое мнение совпадает с Указанием Генеральной прокуратуры РФ об исключении лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при проведении следственных действий325.
Заслуживает внимание предложение С.Б.Россинского о дополнении УПК РФ нормой о проведении множества обысков в форме специальной операции, когда все обыски проводятся по единому постановлению, но различными следственно-оперативными группами326.
Таким образом, несмотря на частичные совпадения и различия тактики проведения осмотра места происшествия и обыска, оба эти мероприятия являются первоначальными неотложными следственными действиями. При расследовании взяточничества наиболее эффективные тактические приемы указанных следственных действий во многом, если не в основном, предопределяют доказанность и истинность результатов расследования всего уголовного дела.
- Башкирский государственный университет
- Глава 2. Организация расследования преступлений, связанных с получением взяток должностными лицами правоохранительных органов
- Глава 3. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании получения взяток должностными лицами правоохранительных органов
- Введение
- Глава 1. Криминалистическая характеристика взяточничества в сфере деятельности правоохранительных органов
- 1.1.Типовая криминалистическая характеристика преступлений и ее значение для расследования получения взяток должностными лицами правоохранительных органов
- . Характеристика личности взяткополучателя, его правового статуса и интересов при получении взятки
- 1.3. Характеристика личности взяткодателя
- 1.4. Механизм и обстановка получения взяток должностными лицами правоохранительных органов
- Глава 2. Организация расследования преступлений, связанных с получением взяток должностными лицами правоохранительных органов
- 2.1. Тактическая операция задержания с поличным и первоначальные действия при возбуждении уголовного дела
- 2.2. Типовые следственные ситуации, выдвижение версий и планирование расследования уголовного дела
- 2.4. Методы преодоления противодействия расследованию преступлений и обеспечение безопасности участникам предварительного следствия
- Глава 3. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании получения взяток должностными лицами правоохранительных органов
- . Тактика первоначального осмотра места происшествия и обыска
- . Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого и проведения очных ставок с их участием
- . Назначение и производство экспертиз
- . Тактика проведения иных следственных действий
- Заключение
- Список использованной литературы
- 1. Нормативные акты
- 2. Учебники, монографии
- 3. Статьи
- 4. Диссертации
- 5. .Авторефераты диссертаций
- 6. Справочный материал
- 7. Иностранная литература
- Приложения
- 18. Имело ли место официальное рассекречивание оперативных материалов