1) Государственная Дума 2/3 голосов от общего числа депутатов принимает решение о выдвижении обвинения Президенту рф в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия избирается Государственной Думой в составе председателя, его заместителя и 13 членов комиссии.
Специальная комиссия проверяет обоснованность выдвижения обвинения против Президента РФ, соблюдение кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил, установленных Регламентом, до принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения.
Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в 5-дневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
2) Подтверждения решения Государственной Думы о выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Так, само обращение с запросом осуществляется Советом Федерации (ст.107), а допустимость запроса (ст.108) основана на наличии обвинения, выдвинутого Государственной Думой, и соответствующего заключения Верховного Суда РФ.
Запрос направляется в Конституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления предусмотренное Конституцией РФ рассмотрение обвинения прекращается.
3) Принятие решения Советом Федерации об отрешении Президента РФ от должности не менее 2/3 голосов от общего числа членов верхней палаты парламента не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
Порядок рассмотрения Советом Федерации вопроса об отрешении Президента РФ от должности детально регламентируется главой 23 Регламента Совета Федерации.
Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения Президента РФ после получения соответствующих постановления Государственной Думы, заключения Верховного Суда РФ.
Таким образом, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют, обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти.
Из анализа федеральной Конституции следует, что перечень оснований прекращения полномочий главы государства, закрепленный в Конституции РФ не является исчерпывающим. Помимо смерти, основанием прекращения полномочий Президента РФ является и утрата им гражданства РФ.
66. Компетенция и акты Президента.
ЕСЛИ ЧТО ПРО АКТЫ СМОТРИ МОЙ УЧЕБНИК СТР. 219.
Полномочия 1,2,3, группа обязательно назови если не все то большинство точно. 4,5,6,7- название назови остальные по усмотрения и времени. ПРО АКТЫ НЕ ЗАБУДЬ!!!!!!!
Компетенция Президента РФ – совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ.
1)Полномочия Президента РФ в сфере законодательной власти. Для совершенствования сотрудничества главы государства и палат федерального парламента Президент РФ назначает своих полномочных представителей в Совет Федерации и Государственную Думу.
К подобным полномочиям Президента РФ относится:
1) участие Президента РФ в законодательном процессе;
К подобным полномочиям относится: право быть субъектом законодательной (и даже конституционной) инициативы (ст.104, 134), право относительного вето на принятые федеральные законы (преодолевается квалифицированным большинством каждой из палат Федерального Собрания РФ), подписание и обнародование принятых законов (ст.107).
2) назначение выборов депутатов Государственной Думы;
3) ежегодное обращение к Федеральному Собранию с посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
4) право роспуска Государственной Думы;
Глава государства вправе распускать нижнюю палату Федерального Собрания в установленных Конституцией РФ случаях, при этом правом роспуска верней палаты парламента он не обладает.
Роспуск Государственной Думы возможен:
а) в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст.111);
б) при двукратном вынесении в течение трех месяцев недоверия Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.3 ст.117);
в) при отказе Государственной Думы в доверии Правительству РФ (ч.4 ст.117).
При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти.
5) совместное участие с палатами Федерального Собрания в формировании некоторых органов государственной власти.
Президент РФ взаимодействует с палатами парламента при назначении и освобождении от должности Председателя Центрального Банка России, Генерального прокурора РФ, членов Центральной избирательной комиссии РФ и др.
6) право роспуска законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в установленных законом случаях, а также совместная их деятельность по наделению гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;
2)Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Наиболее тесным является сотрудничество главы государства с исполнительной властью.
К подобным полномочиям относится:
1) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (ч.1 ст.111);
2) утверждение представленных главой Правительства РФ предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч.1 ст.112);
3) назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч.2 ст.112);
4) единоличное принятие решение об отставке Правительства РФ;
Президент РФ вправе отправить в отставку Правительство РФ в случае выражения недоверия Государственной Думы и в случае отказа в доверии Государственной Думой. Однако, глава государства может отправить в отставку высший орган исполнительной власти и по собственному усмотрению. Президент РФ также может принять отставку Правительства РФ и его Председателя.
5) право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п.«б» ст.83).
Однако, не смотря на то, что Президент РФ часто пользуется эти правом, глава государства не является главой Правительства РФ.
6) право отмены Постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч.3 ст.115);
В данном случае можно сказать, что Президент РФ выступает в качестве органа конституционного контроля.
7) право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом( ч.2 ст.85);
В данном же случае, можно констатировать, что Президент РФ выступает в качестве органа конституционного надзора.
3)Полномочия Президента РФ в сфере судебной власти.
К подобным полномочиям относится:
1) представление кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (п.«е» ст.83);
2) назначение судей других федеральных судов в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128);
Перечень судов относящихся к федеральным судом определен Федеральным конституционным законом. Консультативным органом при Президенте РФ по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента РФ по назначению судей федеральных судов является Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.
Формирование же региональных судов (т.е. назначение судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации).
3) право обращения в Конституционный Суд РФ и другие суды (ст.ст.85, 125);
4) осуществление помилования (п.«в» ст.89).
Актом помилования является решение главы государства о смягчении или освобождении от наказания.
5) право временного отстранения от должности Генерального прокурора РФ;
Это полномочие отнесено к данной категории в связи с тесной связью прокуратуры и судебной власти, а также особенностям оснований подобного права (обязанности) Президента РФ.
4)Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности.
В данной области полномочия Президента РФ достаточно широки. К ним относится:
1) утверждение военной доктрины РФ;
Военная доктрина РФ представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
2) формирование Совета безопасности РФ, руководство Советом безопасности РФ;
3) назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ, присваивание высших воинских и специальных званий.
Данное полномочие проистекает из того, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим.
4) введение военного положения (ч.2 ст.87);
В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент РФ не вправе.
Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
5) введение чрезвычайного положения (ст.88).
5)Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики и международных отношений.
Полномочия данной сферы преимущественно закреплены в статье 86 Конституции РФ. К ним относятся:
1) руководство внешней политикой РФ;
Выделяют несколько форм осуществления этой деятельности: подготовка посланий Федеральному Собранию РФ, назначение на должности министра иностранных дел, назначение и отзыв после консультаций с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях и т.д.
2) ведение переговоров, подписание международных договоров РФ.
Порядок же ратификации международных договоров определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации».
3) подписание ратификационных грамот;
Подпись Президента РФ скрепляется печатью и дополняется подписью министра иностранных дел.
4) принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
6)Полномочия Президента РФ в сфере взаимодействия с субъектами Федерации.
Полномочия Президента РФ в этой сфере практически не прописаны в Конституции РФ. Они закреплены в соответствующих законах и указах Президента РФ, и вытекают из сущности полномочий Президента РФ в целом.
К подобным полномочиям относится:
1) назначение полномочных представителей Президента РФ в федеральные округа (об этих полномочиях говорилось выше);
2) участие в образовании новых субъектов РФ на этапе согласования объединения;
3) право роспуска законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
4) представление кандидатуры гражданина РФ в парламент субъекта РФ для наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
4) право приостановления актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
7)Иные полномочия Президента РФ. К числу иных полномочий Президента РФ относится: решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; награждение государственными наградами РФ, присваивание почетных званий РФ, назначение общероссийского референдума и др.
Президент РФ обладает не только полномочиями, закрепленными в Конституции РФ, но и полномочиями, проистекающими из конституционной характеристики места и роли Президента РФ в государственной системе. Таким образом, признается наличие скрытых полномочий Президента РФ.
Акты Президента РФ – ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст.90 Конституции РФ).
Указ – это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций, и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а, следовательно, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность.
Распоряжение – это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно.
Акты Президента РФ, обладая подзаконным характером, по юридической силе находятся выше актов федерального Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о главенствующей роли Президента в механизме государства, выражающейся в различных элементах его конституционно-правового статуса.
- 55. Характеристика Центральной избирательной комиссии
- Порядок формирования избирательных комиссий
- Порядок проведения заседаний комиссии
- Заседания:
- 58. Свободные выборы как форма непосредственной демократии. Понятие свободных выборов как института демократии. Отличие от референдума.
- Правовое регулирование
- Принципы избирательного права
- Виды избирательной системы.
- 61.Стадии избирательного процесса.
- 1. Процедура или этап назначения выборов.
- 2. Образование избирательных округов и составление списков избирателей
- 3. Создание и организация работы избирательных комиссий. ( дополнение в если спросит!!!)
- Выдвижение и регистрация кандидатов.
- 5. Предвыборная агитация.
- Голосование и подведение итогов выборов.
- 62. Правовой статус избирательных комиссий в России
- 65. Досрочное прекращение полномочий Президента рф.
- 1) Государственная Дума 2/3 голосов от общего числа депутатов принимает решение о выдвижении обвинения Президенту рф в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.
- 67. Полномочны представителя президента в рф в органах государственной власти и федеральных округах.
- Основные задачи полномочного представителя
- Функции полномочного представителя
- 68. Администрация президента рф. Правовая природа, статус и полномочия, роль в системе органов государственной власти.
- 69. Органы, действующие при Президенте рф: Совет безопасности, Государственный Совет, Совет по борьбе с коррупцией.
- 71. Совет Федерации рф: порядок формирования, состав, компетенция,
- 72. Состав, структура и порядок организации Совета Федерации.