logo
Глоссарий 2013 - 3

Основы теории государства и права

Аналогия закона - прием, используемый в ситуациях, когда отношения, по поводу которых возник спор, не урегулированы ни нормами гражданского права, ни соглашением (договором) сторон; вносит определенность во взаимоотношения участников конфликта. Применение закона по аналогии допускается при наличии следующих необходимых условий: а) отношение, по поводу которого возник спор, не урегулировано непосредственно нормами права или договором между сторонами; б) имеется законодательный акт, который регулирует сходные отношения и потому может быть применен к спорному случаю. А.з. предусмотрена ст. 6 ГК РФ. Применение А.з. в уголовном праве в демократических государствах строго запрещается. От А.з. следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, когда в нормативном акте, регламентирующем определенное отношение, указывается, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений.

Аналогия права - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае, при Невозможности использовать аналогию закона. Служит средством восполнения пробелов в праве. Недопустимо применение А.п. в уголовных делах.

Бланкетная форма изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов - способ изложения правового предписания, при котором необходимое правило поведения лишь называется либо устанавливается мера ответственности за его нарушение, но содержание самого данного правила находится в ином (иных) нормативном акте.

Виды юридической ответственности - однородные группы юридической ответственности, различающиеся в зависимости от оснований их возникновения, порядка реализации и применяемых санкций: конституционная, уголовная, дисциплинарная, имущественная (гражданско-правовая), материальная и т.д.

Гипотеза — часть нормы права, определяющая адресат нормы и характер условий, при которых необходимо руководствоваться нормой. В гипотезе описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых применяются предписания данной нормы.

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории.

Государственная власть - форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм. Государственная власть юридически осуществляет общеобязательную волю общества, располагает монопольным правом издавать законы и опирается на аппарат принуждения как на одно из средств для соблюдения законов и других правовых актов. Государственная власть обладает свойством суверенности, т.е. независимости от других властей общества, в странах с демократическим режимом единственным источником государственной власти признается народ. Связанность государственной власти законом является одним из основополагающих начал правовой государственности.

Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Действие закона (нормативного акта) - состояние реального функционирования (правового регулирования) закона (нормативного акта): а) в определенном отрезке времени; б) на определенной территории; в) в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов). Действие закона во времени - от момента вступления в законную силу (при специальном указании в законе) либо в порядке, предусмотренном действующим законодательством, до прекращения его действия (отмены). По общему правилу предписания законодательства не распространяются на отношения, возникшие до вступления его в силу (исключ. : Обратная сила закона). Действие закона в пространстве - действие на определенной территории, включающей пространство в пределах границ (в том числе воздушный столб, недра, континентальный шельф), территории посольств, представительств, военных судов, гражданских судов в открытом море. Действие закона по кругу лиц - воздействие предписаний законодательства на субъектов права.

Дефиниция юридическая - установление и формальное закрепление смысла того или иного термина, с помощью которого обозначается соответствующее явление, имеющее юридическое значение (например, определение понятия правонарушения по административному законодательству).

Диспозиция — часть правовой нормы, в которой сформулировано правило поведения при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.

Закон — нормативно-правовой акт, издаваемый высшим законодательным органом государства в особом процедурно-процессуальном порядке, регулирующий наиболее существенные стороны общественной жизни, обладающий высшей юридической силой.

Законность — социально-правовое явление, характеризующее наличие в государстве правового законодательства, полное осуществление Конституции и других законов должностными лицами государственных органов и общественных организаций, а также эффективную защиту действия Конституции и законов.

Институт права - обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права.

Источники права — формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Кодификация — способ систематизации нормативно-правовых актов, при котором осуществляется содержательная переработка нормативного материала, в результате чего издается логически цельный новый нормативный акт (кодексы, положения и т. п.).

Норма права — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права .

Нормативный правовой акт — документ, принятый в установленном порядке уполномоченными на то государственными или иными компетентными органами, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения для общего использования результатов соответствующего (официального или неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы.

Под уяснением имеется в виду сама юридико-познавательная процедура выявления, осмысления и обоснования искомого содержания толкуемой нормы. Любое толкование включает в себя такую процедуру уяснения толкователем нормы (прежде всего для себя самого) ее подлинного содержания.

Подзаконный нормативно-правовой акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы.

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Правовая система - представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения в обществе, и характеризующих уровень и особенности его правового развития.

Правоведение -  это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Правовые отношения - юридическая форма общественного отношения, представляющая собой возникшие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.

Правонарушение — волевое деяние (действие или бездействие), противоречащее предписаниям юридических норм, совершенное виновно деликтоспособным субъектом, причиняющее вред общественным отношениям и запрещаемое под угрозой применения мер юридической ответственности.

Правопорядок - система общественных отношений, складывающаяся на основе действующего права. П. всегда олицетворяет наиболее важные стороны и черты определённого социально-экономического строя.

Правоприменение — это организационно-правовая форма государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Презумпция — предположение о существовании факта, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана.

Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.

Реализация права - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Респу́блика (лат. res publica, «общее дело») — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

Санкция – часть нормы права, меры принудительного воздействия, которые могут быть применены к лицам в случае нарушения требований правовой нормы.

Система права - это внутреннее строение структурных элементов права. Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, Отрасль права, субинституты и подотрасли.

Систематизация нормативных актов — деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов.

Событие — один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений.

Субъект права - это лицо, признанное по закону способным вступать в правоотношение и приобретать (быть носителем) права и обязанности. Это признание связано с такими качествами, присущими лицу, как правоспособность и дееспособность.

Субъект правоотношения — физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений.

Суверенитет — это принцип функционирования государственной власти, предполагающий исключительное право государств создавать законы, определять права и обязанности граждан (верховенство государственной власти).

Структура нормы права— классический три составные элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.

Толкование нормы права — это уяснение и разъяснение ее подлинного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях ее действия.

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Фикция (от лат. fictio — вымысел, выдумка; англ. fiction) - в юридической теории и практике особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы. Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому Ф. закрепляются в праве.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Форма правления - организация государственной власти, характеризующаяся способом образования и правовым положением высших органов власти, а также статусом главы государства.

Юридическая коллизия (лат. collisio — столкновение) — расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

Юридическая ответственность — одна из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающаяся в применении к ним предусмотренных законом санкций - мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные последствия;

- правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение.

Юридическая ответственность негативная — предусмотренная в санкциях юридических норм и обеспечиваемая государственно-властным воздействием обязанность лица, совершившего виновно-противоправное деяние, претерпевать определенные лишения (ограничения) имущественного, личного, организационного характера.

Юридическая ответственность позитивная — социально-психологическая ответственность людей позитивного значения, предполагающая, с одной стороны, добросовестное отношение личности к своим юридическим обязанностям, с другой — обеспеченность (или содей ствие обеспечению) такого отношения и соответствующего поведения у других лиц.

Юридические факты — предусмотренные в законе обстоятельства, события, действия, которые являются основанием для возникновения, изменения, прекращения конкретных правоотношений.

Основы Конституционного права РФ

Виды Конституционно-правовых норм:

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы. Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению.

3. По характеру прав и обязанностей:конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

Внесение поправок­ - поправки в Конституцию РФ могут быть внесены только в главы 3- 8 в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона, и вступают с силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Положения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положении глав 1,2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с Федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, при котором Конституция считается принятой, если наберет более половины голосов, принявших участие в голосовании, при условии, что на избирательные участки придет более половины списочного состава избирателей.

Высшая юридическая сила Конституции - это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре; в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Гибкая и жесткая конституция: По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия, указанные выше(квалифицированное большинство голосов, двойной вотум, утверждение на референдуме и др.).

Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Достоинство личности — свойство человека, характеризующее его духовный облик и предполагающее отношение к нему со стороны государства, иных лиц как к высшей ценности. Одновременно Д.л. предполагает обязанность этой личности (носителя достоинства) уважительно относиться к другим лицам, их правам и свободам. В этом значении Д.л. выступает основой и целью конституционных прав, их принципом, в соответствии с которым должна выстраиваться вся система конституционных прав человека, должны закрепляться обязательства государства, всей системы власти по отношению к обеспечению Д.л.

Институты конституционного права-Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Конституционное право как учебная дисциплина - это знание о конституционном праве, изучаемое в высших учебных заведениях в форме учебной дисциплины.

Конституционный статус человека и гражданина — совокупность гарантируемых Конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами конституционно-правового статуса человека в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека, свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека.

Конституционные принципы функционирования правового положения личности:

-Неотчуждаемость основных прав и свобод, недопустимость их произвольного ограничения (статья 55).

-Непосредственно правовое регулирование.

-Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина (статья 18).

Метод правового регулирования - это совокупность и сочетание (система) способов и приемов юридического воздействия норм права на общественные отношения.

Предмет конституционного права составляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами.

Методы правового регулирования:

-Метод обвязывания;

-Метод дозволения;

-Метод запрета.

Основные принципы правового статуса человека и гражданина - признаваемые и охраняемые государством и правом начала, исходя из которых используются права и свободы человека и гражданина, исполняются его обязанности.

Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина (статья 18).

Принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19).

Полнота прав и свобод граждан РФ (статья 6).

Неотчуждаемость основных прав и свобод, недопустимость их произвольного ограничения (статья 55).

Гарантированность прав и свобод человека (статья 19).

Соответствие международным актам о правах человека (статья 17).

Основы правового статуса личности - в РФ закреплены в виде специального конституционно-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.

Полнота прав и свобод граждан РФ (статья 6).

Принцип разделения властей Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

правовая идеология, правовая культура, правовые принципы, правосознание,

правотворческий процесс.

Предмет конституционного права составляют правоотношения, которые регулируются конституционными нормами.

Признание человека его прав и свобод высшей ценностью - Статья 2.Конституции РФ: « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью...».

Примат норм международного права в области прав человека - в действующей Конституции впервые получил признание и закрепление принцип примата норм международного права в области прав человека, соответствующий одной из основ конституционного строя РФ (ст. 15, ч. 4) и применительно к правам человека и гражданина выраженный в ст. 17, ч. 1, а также в ст. 18, 46, 69 и др.

Принцип светскости государства - предполагает отделение государства от религиозных догм, но не означает удаление религии из общественной жизни. Принцип светскости способствует разграничению сфер влияния государства и религиозных организаций при сохранении роли государства как основной формы организации общественно-политической власти.

Прямое (непосредственное) действие конституции — свойство конституционных норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения.

Разделы науки конституционного права - совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства. Следующий раздел системы науки - комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления.

Способы государственно-правового воздействия:

По форме правового воздействия – т.е. по воплощению, внешней реализации правового влияния на общественные отношения различают следующие:

- государственно-правовое воздействие на культуру;

- государственно-правовое воздействие на политику;

- государственно-правовое воздействие на социальную сферу и т.д.

- государственно-правовое воздействие на экономику;

Это закрепленные в Конституции основополагающие требования, в соответствии с которыми должна формироваться система основных прав и свобод человека и гражданина. К числу таких принципов относятся: неотчуждаемый и естественный характер основных прав и свобод; принцип соответствия прав и свобод личности международно-правовым стандартам; принцип непосредственного действия прав и свобод; принцип равноправия; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип единства (взаимосвязи) прав и обязанностей.

Свобода — это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.)

Соответствие международным актам о правах человека (статья 17).

Социа́льное госуда́рство (нем. Sozialstaat; англ. Welfare state, государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Форма правления - порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Элементы основ правового статуса личности:

1) права и свободы человека и гражданина;

2) принципы конституционного статуса личности;

3) наличие либо отсутствие российского гражданства.