logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Ахсарбек Русланович

Понятие, структура и виды административно-правовых норм

Юридическая норма – общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках, выступающее в качестве основания и критерия правомерно дозволенного, юридически запрещенного или предписанного поведения субъектов права и обеспеченное силой государственного принуждения (Алексеев С.С.)

Административно-правовая норма – установленное и санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.

Особенности административно-правовых норм

- сфера действия – публичное (государственное) управление, организация и деятельность исполнительной власти;

- цель – обеспечение реализации законов;

- находятся в строгой иерархии между собой в зависимости от их юридической силы;

- обладают качеством системности;

- за нарушение административно-правовых норм устанавливаются административные санкции;

- обслуживают и регулируют не только административные, но и иные правоотношения: финансовые, трудовые, земельные, экологические, семейные и др.

Структура административно-правовой нормы – это внутреннее строение нормы, способ и…

Гипотеза административно-правовой нормы - условия, при которых норма начинает действовать.

Диспозиция – часть административно-правовой нормы, которая содержит само правило поведения, определяет права и обязанности субъекта права.

Санкция – это часть административно-правовой нормы, которая устанавливает меру ответственности за неисполнение правила, содержащегося в диспозиции.

Некоторые авторы выделяют поощрение.

Виды административно-правовых норм

  1. По содержанию:

- обязывающие;

- запретительные;

- ограничительные (шуметь после 23);

- разрешительные (дозволительные);

- уполномочивающие;

- стимулирующие (поощрительные);

- регистрационные (уведомительные);

- рекомендательные.

2. По предмету правового регулирования:

- материальные (закрепляют административно-правовой статус (права, обязанности (напр. 79-ФЗ)) субъекта административно-правовых отношений);

- процессуальные

3. По методу воздействия на поведение субъектов:

- обязывающие;

- уполномочивающие;

- запрещающие;

- стимулирующие.

4. По пределу действия в пространстве:

- федеральные или общероссийские;

- региональные, действующие в пределах субъектов РФ;

- местные;

- локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.

5. По пределу действия во времени:

- срочные

- бессрочные

Они могут быть длительными и кратковременными.