logo
24

Тема 3.4. Организация сферы благоустройства города.

  1. Состав городского дорожного хозяйства.

  2. Санитарная очистка городов.

  3. Городское зеленое хозяйство.

  4. Проблемы и задачи сферы благоустройства города.

  5. Комплексная программа по благоустройству города.

В состав городского дорожного хозяйства входят дороги, путепроводы, мосты, площади, водостоки, службы эксплуатации этих сооружений, а также производственные предприятия, обслуживающие строительство и эксплуатацию дорожных объектов.

Городские дорожное хозяйство является одним из важнейших элементов благоустройства городов. Оно имеет большое значение для организации городского транспорта, улучшение санитарно – гигиенических условий жизни в городе, архитектурно – планировочного облика городского комплекса.

Сочетание городских улиц, дорог и площадей образует уличную сеть города, обеспечивающую пропуск транспортных средств и пешеходов. Только хорошо развитая сеть городских путей сообщения, рациональное расположение в плане города основных транспортных магистралей и надлежащая связь этих магистралей между собой и улицами второстепенного значения обеспечивает бесперебойную работу городского транспорта. Улицы и проезды служат для связи между центром и районами, для внутренней связи жилых районов, для связи с дорогами пригородной зоны и т.д. Кроме того, под улицами располагают подземные коммуникации.

Санитарно – гигиеническое значение городских улиц определяется тем, что они должны способствовать проветриваемости городской территории, снижению шума от проходящего транспорта, обеспечивает в зданиях свет, соответствующий санитарно – гигиеническим требованиям.

Улицы также служат для сбора и отведения поверхностных (атмосферных) вод с помощью сети лотков, кюветов, канав, а также подземной водосточной сети. Современные водонепроницаемые покрытия городских дорог, рациональное озеленение улиц препятствует образованию уличной пыли и способствует сохранению чистоты воздуха в городе.

В соответствии с назначением и использованием городских улиц и дорог их инженерная система и оборудование включает следующие элементы: освещение, озеленение, водоотводящие устройства, подземные коммуникации различного назначения, транспортное оборудование и сооружение по организации и безопасности движения транспорта и пешеходов (туннели, эстакады, переходы и т.п.), мосты и путепроводы.

Границы и ширину улиц, положение их на плане города, расположение застройки вдоль улиц определяют «красные линии». Проектирование улиц и дорог осуществляют комплексно в отношении всего инженерного оборудования и благоустройства. Отдельно проектируются только мосты, эстакады, туннели и т.д.

Для развития городского транспорта современная дорога должна соответствовать потребностям и размерам движения и учитывать перспективы его развития, обеспечивать наилучшие условия для движения транспорта и пешеходов, при наименьших затратах на строительство и эксплуатацию иметь возможно большой срок службы.

В соответствии с назначением городские улицы и дороги подразделяются на следующие категории:

Основными элементами городских улиц и дорог являются проезжие части. Они предназначены для движения транспорта, поверхность их укреплена дорожной одеждой. Проезжие части ограничены бортовыми камнями.

Проезжие части разделены на полосы. Иногда на магистральных улицах создаются резервные полосы, расположенные на оси улицы. Эти полосы используются для проезда специального транспорта и увеличения пропускной способности в одном или другом направлении движения транспорта.

Для перемещения пешеходов вдоль улиц устраивают тротуары. Как правило, они располагаются по обе стороны от проезжей части.

Вдоль улиц часто располагаются зеленые насаждения. Однако деревья не должны мешать движению транспорта.

Поверхность проезжих частей городских улиц и дорог укрепляют дорожными одеждами. Дорожные одежды должны быть прочными, долговечными, водонепроницаемыми. Они должны обеспечивать высокий коэффициент сцепления колеса с дорогой (шероховатость), хорошие санитарно-гигиенические качества, быть удобными для мойки и уборки. Конструкции дорожных одежд выбирают в соответствии с перспективой интенсивностью движения и видом транспортных средств.

В настоящее время наиболее распространены асфальтобетонные покрытия (эти покрытия успешно выполняют свои функции при использовании качественных материалов, особенно битума, что не всегда соблюдается). На дорогах и улицах с интенсивным движением транспорта применяют бетонные дорожные одежды. Они более долговечны и менее подвержены износу.

В процессе эксплуатации городские улицы и дороги подвергаются износу и требуют восстановления. Для этого предусмотрено проведение системы дорожно-ремонтных работ, которые характеризуются многообразием их видов, сезонностью выполнения, неоднородностью объемов и большой разбросанностью по территории города.

Все дорожные работы в зависимости от их характера и объемов делятся на четыре основные группы: содержание, текущий, средний и капитальный ремонты. Работы по содержанию городских улиц и дорог являются сезонными и делятся на летние, осенние, зимние и весенние.

Источником финансирования ремонта и содержания городского дорожно-мостового хозяйства служат средства местного бюджета. Структура дорожно-эксплуатационных расходов в разных городах сильно различается и зависит от степени развития, технического состояния и особенностей планировки дорожной сети, технического оснащения дорожно-эксплуатационной службы, климатических и топографических условий.