Понятие и задачи уголовного права.
Уголовное право — это отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.
Задача уголовного права — охрана общественного строя нашей страны, его политической и экономической систем, собственности, личности, прав и свобод граждан, правопорядка от преступных посягательств. Для осуществления этой задачи уголовное законодательство определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступление.
Уголовное право решает задачу обеспечения соблюдения законности в нашем государстве и устранения причин, порождающих преступность. Принуждая к соблюдению правовых норм, уголовное право содействует воспитанию граждан в духе точного выполнения законов.
Среди принципов уголовного права можно назвать такие, как принцип законности, принцип неотвратимости, ответственности и др.
-
Принцип законности означает, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию иначе, как за деяния (т. е. действия или бездействие), содержащие состав преступления, предусмотренный уголовным законом, а уголовное наказание может быть применено только по приговору суда.
-
Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что уголовный закон предписывает неуклонно соблюдать его требования о полном и своевременном раскрытии каждого преступления и применение к виновному лицу справедливого наказания.
-
Наряду с общими принципами в уголовном праве действуют и так называемые отраслевые принципы, т. е. присущие только данной отрасли права. К таким принципам, например, относят индивидуализацию наказания, ответственность за вину и др.
Уголовной кодекс включает нормы, закрепляющие уголовную ответственность за преступления, которые не предусмотрены в нормативных актах республик, входящих в состав РФ.
Уголовное право как система юридических норм подразделяется на общую и особенную части.
В общей части формулируются общие положения уголовной ответственности, определяется понятие преступления. Общая часть включает также нормы, определяющие формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность за приготовление к преступлению, покушение на преступление, за соучастие. В общей части кодекса дается характеристика целей и видов наказания и правила их назначения и т. д.
Особенная часть Уголовного кодекса включает нормы конкретных видов преступлений и установленных за них мер уголовного наказания.
Такая система построения Уголовного кодекса присуща всем уголовным кодексам республик и позволяет учитывать некоторые особенности. В частности, уголовная ответственность за поливное земледелие (данная ответственность предусмотрена не во всех уголовных кодексах, а только в тех республиках, где существует такое земледелие), за нарушение равноправия женщин в тех республиках, где подобные действия составляют пережитки религиозных и местных бытовых обычаев и др.
Все лица, совершившие преступления на территории РФ, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступления.
Однако вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств разрешается дипломатическим путем, а поэтому такие лица неподсудны по уголовным делам российским судам.
Понятие “уголовное право” на практике применяется не только как система юридических норм, но и как наука, предметом которой являются преступление и наказание, взятые в их историческом развитии. Изучая практику применения уголовного закона, наука уголовного права разъясняет его положения и дает рекомендации судебным и следственным органам.
Уголовный закон и преступление как основные понятия уголовного права.
Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй, политическую и экономическую системы, личность, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан.
Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Законодатель, давая определение преступления, выделил в его понятии основные признаки — общественная опасность и противоправность. Рассмотрим эти признаки.
-
Общественно опасное деяние означает объективное свойство деяния реально причинить существенный вред объектам, предусмотренным уголовным законодательством, т. е. личности, имуществу граждан и организаций и т. д.
-
Противоправность проявляется в том, что нарушает закрепленное в норме уголовного закона запрещение совершать деяние, причиняющее или способное причинить существенный ущерб объектам, охраняемым уголовным законом. Так, под страхом уголовного наказания запрещает похищение личного имущества граждан.
Совокупность признаков, образующих согласно закону конкретный вид преступления, принято называть составом преступления. Уголовная ответственность и наказание возможны только при наличии в деянии лица состава преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом преступления являются:
-
общественный строй;
-
политическая и экономическая системы;
-
собственность;
-
личность (человек);
-
политические, трудовые, имущественные и другие права;
-
правопорядок.
Объективная сторона — это действие или бездействие, посредством которого совершается преступление. Например, путем действия совершается тайное похищение личного имущества граждан (т. е. кража).
Субъект преступления — это человек, достигший установленного в законе возраста, способный отдавать отчет своим действиям и руководить своими поступками, т. е. быть вменяемым (психически полноценным). Уголовное законодательство установило, что уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, а за совершение ряда преступлений (например, убийство, кража, грабеж, изнасилование и др.) — 14 лет.
Субъективная сторона — это вина, т. е. психологическое отношение лица к совершенному преступлению. Принято различать вину в форме умысла и форме неосторожности.
Умысел характеризуется тем, что лицо, совершившее преступление, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Уголовный закон различает стадии преступления. В частности, это приготовление к преступлению, покушение на преступление, оконченное преступление.
Уголовный закон установил, что за преступление несут наказание не только лица, которые его непосредственно совершили, но и те лица, которые в той или иной степени содействовали его совершению. В данном случае речь идет о соучастии. Соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления.
Соучастниками преступления наряду с исполнителями признаются организаторы, подстрекатели и пособники.
Вопрос №35
Понятие уголовной ответственности, ее основание. Ответственность несовершеннолетних.
Уголовная ответственность — разновидность юридической ответственности. В теории уголовного права это понятие является дискуссионным. Его содержание не раскрывается в уголовном законе, хотя ст. 8 УК РФ указывает, что является основанием уголовной ответственности.
Уголовная ответственность — это установленная уголовным законом обязанность лица понести наказание или иные меры уголовно-правового характера за совершенное им преступление.
Уголовная ответственность устанавливается нормами уголовного закона. Наибольшее распространение имеют три подхода к определению уголовной ответственности:
-
обязанность лица, совершившего преступление, отвечать за содеянное в соответствии с уголовным законом;
-
применение к виновному лицу мер уголовно-правового характера;
-
судимость как правовое последствие назначения наказания.
Уголовная ответственность выражает меры уголовно-правового принуждения, применяемого к лицу, совершившему преступление. Это принуждение проявляется в применении наказания, а также в применении принудительных мер воспитательного воздействия и принудительных мер медицинского характера.
Вместе с тем уголовная ответственность возможна и без применения наказания (ст. 92 УК РФ). В таких случаях уголовная ответственность исчерпывается фактом осуждения лица — в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством суд выносит обвинительный приговор без назначения наказания. Однако, и в этом случае имеет место быть государственно-принудительное воздействие, которое заключается в признании лица виновным в совершении преступления.
Из этого следует, что уголовная ответственность и наказание не тождественные понятия, хотя и тесно связанные между собой.
Уголовная ответственность обладает рядом признаков присущих только ей:
-
Основанием уголовной ответственности является только совершение лицом деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом (ст. 8 УК).
-
Уголовная ответственность предусматривает прямо выраженное порицание лица, совершившего преступное деяние, и самого этого деяния, поскольку приговор выносится от имени государства.
-
Уголовная ответственность предполагает применение и самого сурового вида наказания — смертную казнь.
-
Уголовная ответственность возлагается только судом и только обвинительным приговором, вступившим в законную силу.
-
Уголовная ответственность носит сугубо личный характер, т.е. возлагается на конкретное физическое лицо, совершившее преступление.
-
Порядок возложения уголовной ответственности отрегулирован нормами уголовно-процессуального права.
Уголовная ответственность имеет временные рамки своего действия, т.е. она начинается с определенного момента и заканчивается определенным моментом. В уголовном законе такие рамки не установлены, в теории по этому вопросу имеются различные точки зрения.
Наибольшее распространение имеет точка зрения, что уголовная ответственность наступает в момент совершения лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.
Окончанием уголовной ответственности является момент снятия или погашения судимости в установленном законом порядке.
Реализация уголовной ответственности осуществляется на основании норм уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права.
Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (ст. 8 УК).
Основание уголовной ответственности — это то, за что отвечает в уголовном порядке лицо, совершившее преступление. Четкое определение основания уголовной ответственности обеспечивает и соблюдение законности и прав человека. Признание состава преступления единственным основанием уголовной ответственности означает, что, если совершенное общественно опасное деяние не содержит признаков ни одного состава преступления, описанного в законе, то уголовная ответственность наступить не может.
Под составом преступления понимается совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление. При наличии таких признаков совершенное виновным деяние характеризуется как преступление и является основанием для наступления уголовной ответственности.
Ответственность несовершеннолетних
- наступает с 16 лет за любые преступления. За тяжкие преступления - с 14 лет,(их список строго определен законом). Виды наказаний несовершеннолетних (закон их специально перечисляет): штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы. Лишение свободы может применяться на срок не более 10 лет. К несовершеннолетним чаще применяется условно-досрочное освобождение. Несовершеннолетние, совершившие преступление, не представляющее большой опасности, впервые, могут быть освобождены от наказания, а их дела могут быть переданы нарассмотрениесоответствующей комиссии по делам несовершеннолетних при местной администрации.
Вопрос №36
Экология. Экологические системы как объект правового регулирования.
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.
Классическое определение экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Второе определение дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время. Однако это определение полностью исключает из компетенции экологии как науки аутэкологию (см. ниже), что в корне неверно.
Вот некоторые возможные определения науки "экология":
-
Экология — познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… Одним словом, экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
|
Вопрос №37
Источники и содержание экологического права. Ответственность за экологические правонарушения.
Источники экологического права это - нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право - представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения: по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности; по рациональному использованию природных ресурсов; по охране экологических прав и законных интересов
физических и юридических лиц; по обеспечению экологической безопасности. Особенности российского экологического законодательства. Новейшее российское законодательство в этом плане опережает законодательство других государств и международные документы, в которых понятие "экологическая безопасность" используется чрезвычайно редко (предметом регулирования последних, как правило, являются охрана окружающей среды, использование природных ресурсов,
защита экологических прав человека и пр.). Такое состояние российского экологического законодательства иногда квалифицируется как неоправданное забегая вперед по сравнению с законодательством других стран, своего рода увлечение правовой риторикой, манипулирование понятийно-терминологическим аппаратом. Более того, ряд исследователей расценивает как некорректное само понятие "экологическая безопасность", прибегая примерно к следующей аргументации: отношения по обеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, как деятельности по обеспечению их экологической безопасности, регулируются в рамках отношений по природопользованию и охране окружающей среды, и, соответственно, отсутствуют серьезные мотивы для выделения отношений по обеспечению экологической безопасности в отдельную группу общественных отношений, регулируемых экологическим правом, наряду с отношениями по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей. Субъективное экологическое право <46> представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Говоря о том, что право - это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц) .
Ответственность за экологические правонарушения в Российской Федерации
Перефразируя известное выражение, сформулируем экологический постулат: “Эко-логия имеет шансы уцелеть, только если действует ответственность за нанесенный ей ущерб”. Экономико-правовое пространство - естественный фон всей современной дея-тельности людей и, на практике, экономические методы, действуют в комплексе с уста-новленными нормами права. Кратко коснемся существующих в нашей стране правовых методов регулирования охраны окружающей среды, проще говоря, рассмотрим, какая ответственность установлена за экологические правонарушения. В соответствии со статьей 81 Закона РСФСР от 19.12.97 № 2060 - 1 “Об охране ок-ружающей природной среды” за экологические правонарушения предприятия, учреж-дения, организации несут административную и грпжданско правовую ответственность, а должностные лица и граждане - дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Ответственность за совершение экологических правонарушений предусмотрена не только Законом, но также и Кодексом законов о труде РФ, Кодексом об администра-тивных правонарушениях РФ, Уголовным кодексом РФ, и иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения выражается в наложении администрацией предприятия дисциплинарного взыскания на должностное лицо, работника или руководителя предприятия. Административная ответственность. Виды экологических правонарушений, за которые наступает административная от-ветственность перечислены в Кодексе об административных нарушениях РФ. В отли-чие от дисциплинарной административная налагается не администрацией предприятия, а специально уполномоченными органами и должностными лицами. Из всех видов ад-министративных санкций за экологические правонарушения применяются: предупреж-дение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосред-ственным объектом административного правонарушения. Чаще всего применяется штраф. Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность представляет собой возмещение вреда, при-чиненного экономическим правонарушением , и наступает в соответствии с разделом 14 Закона и Гражданским кодексом РФ. Уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает исключительно на основании Уголовного Кодекса. Новый УК РФ содержит составы преступлений, объединенные в главу 26 “Экологические правонарушения”. Новыми составами преступления, по сравнению с УК РСФСР от 1960 года, например, являются “Нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ”, “Нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов”. Последняя статья предусматривает самое суровое из всех наказа-ний за экологические преступления - 8 лет лишения свободы. Существующие в Российской Федерации меры ответственности за экологические правонарушения, в целом, могут оказаться достаточно эффективными. Однако, привле-чение виновных к ответственности - огромная работа, находящаяся в зачаточном со-стоянии. Боюсь, что до осознания неотвратимости наказания за экологические право-нарушения нашему обществу идти еще долго.
Вопрос №38
Общая характеристика земельного законодательства.
Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками. Основной закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными для земельного законодательства.
-
Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:
-
ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
-
ст. 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
-
ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
-
ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
-
ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.
-
Статья 36 (ч. 2), например, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах указанная статья вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы при этом не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. В то же время ст. 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство (п. "к"), а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей (п. "в").
-
Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ:
-
о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19);
-
об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.
-
Вступивший в силу 30 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ вслед за Гражданским (ст. 3 ГК РФ) исходит из понятия законодательства в узком смысле, определив в п. 1 ст. 1, что земельное законодательство представляет собой совокупность Земельного кодекса, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс 2001 г. является головным отраслевым законом, обладающим приоритетом в регулировании земельных отношений. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами. Отныне содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются. Новый Земельный кодекс разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области регулирования земельных отношений, определил виды прав на землю, основания их возникновения и прекращения, установил особенности оборота земельных участков, зафиксировал правовой режим каждой из категорий земель.
-
Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса наделены полномочиями:
-
по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
-
по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
-
по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
-
иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
-
Наконец, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельный кодекс (ст. 11) относит:
-
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
-
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
-
разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
-
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
-
иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними являются, по существу, гражданско-правовыми и регулируются гражданским законодательством (ст. 3 Земельного кодекса). Например, к ст. 10 непосредственное отношение имеет ст. 129 ГК РФ, согласно которой "земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах". В связи с тем что Земельным кодексом регулируется оборот лишь около 2,5% земель Российской Федерации, важная роль в земельном законодательстве отводится специальному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", принятый Государственной думой 25 июня 2002 г.и вступивший в силу 25 января 2003 г. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (ст. 1). Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
-
При этом Закон определил следующие принципы, на которых должен основываться оборот земель сельскохозяйственного назначения:
-
сохранение целевого использования земельных участков;
-
установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;
-
преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
-
преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;
-
установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%;
-
предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.
-
Важной составляющей земельного законодательства Российской Федерации являются подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.
-
Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие Указы Президента РФ:
-
"О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23 апреля 1993 г. № 480;
-
"О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993г. № 1767 и от 24 декабря 1993 г. № 2287;
-
"О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей" от 7 декабря 1993 г. № 2118;
-
"О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" от 11 декабря 1993 г. № 2130;
-
"О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" от 14 февраля 1996 г. № 198;
-
"О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. № 337;
-
"О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" от 7 июня 1996 г. № 819;
-
"О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" от 16 мая 1997 г. № 485
-
Вопрос №39
Право в сфере образовательной деятельности и культуры.
Право на образование — одно из прав человека «второго поколения» (социально-экономических и культурных; аспект недискриминации может рассматриваться также как гражданское право первого поколения). Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам выделяются четыре основные характеристики права на образование: наличие, доступность (недискриминация, физическая и экономическая доступность), приемлемость и адаптируемость образования, а также указывает, что «право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы». Объем права на образование может быть различен для равных ступеней образования — так, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает обязательность и бесплатность начального образования, но только постепенное введение бесплатного высшего образования. Отдельно может выделяться свобода образования (англ.).
Под образованием, согласно преамбуле Закона РФ "Об образовании", понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы другим. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом..
Образованию во всем мире присущи, по мнению ряда социологов, следующие черты:
образование навязывает определенные культурные ценности, в частности стремление к конкуренции и уважение к властям;
для передачи таких ценностей нужны формальные организации - школы и т.д.;
весь процесс обучения направлен на социализацию людей - учащихся;
содержание образования может иногда вступать в конфликт с интересами учащихся.
Право на образование как конституционное право гражданина РФ
Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека (ст. 43 Конституции РФ). В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение.
Указанное обстоятельство позволяет рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие.
Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является и положение о том, что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, руководствуясь при этом общими принципами языковой политики в этой сфере, закрепленными в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов РСФСР". Это право граждан обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования (ст. 6). Государство оказывает также содействие в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.
В ст. 43 Конституции РФ право на образование включает следующие полномочия:
право на дошкольное образование;
право на основное общее образование;
право на среднее профессиональное образование;
право на высшее образование.
Все эти права большинство людей сами реализовать не в силах, и поэтому их обязаны обеспечить государственные и муниципальные образовательные учреждения, предприятия, органы управления образованием. Важной составной частью права на образование выступает положение о том, что совершеннолетние граждане имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
В ч. 2 ст. 43 гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об образовании" 1992 г.
В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование:
общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения названных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности получить его бесплатно. При этом, однако, следует учесть, что перечисленные виды образования граждане имеют право получить бесплатно лишь впервые. Что касается лиц, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, то они, по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, вправе неоднократно получать его бесплатно (п. 7 ст. 50).
Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида, включающий общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Порядок деятельности этих дошкольных образовательных учреждений закреплен в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 1995 г. № 677.
Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее (полное) общее образование.
Порядок его получения регламентирован в ст. 19 Закона РФ "Об образовании".
В системе образовательных учреждений страны существуют также учреждения специализированной направленности. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные учреждения имеются и для детей с общественно опасным поведением, которые функционируют на основании Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
Как уже отмечалось, в РФ государство гарантирует гражданам бесплатность высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обучение на платной основе допускается и в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.д., при соблюдении учебным заведением требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации.
Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений:
университет;
академия;
институт;
колледж.
Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения высшего профессионального образования на конкурсной основе производится по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня, с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:
очная форма;
очно-заочная (вечерняя) форма;
заочная форма;
экстернат.
Допускается сочетание этих форм.
Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.
Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования с целью повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации, получения ученой степени.
Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Вместе с тем в последнее время все чаще встречаются попытки осмыслить человека как существо культурное. В результате создаются предпосылки для сближения сфер права и культуры.
В нашей стране основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в Конституции Российской Федерации. Наравне с другими правами Конституция закрепляет права человека в сфере культуры.
В статье 44 Конституции говорится, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Данное право, закрепленное в Конституции, находит свое продолжение в законодательстве о культуре, в частности в ряде статей Основ законодательства Российской Федерации о культуре (статьи 8, 9,11).
За последние десять лет в нашей стране был принят ряд законов, касающихся культуры, которые отразили перемены, произошедшие в нашей стране в подходе к культуре и человеку. Так, были приняты: Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” (1992), Основы законодательства Российской Федерации “Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах” (1993), Федеральный закон “О библиотечном деле” (1994), Федеральный закон “О национально-культурной автономии” (1996), Федеральный закон “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации” (1996), Федеральный закон “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации”. На уровне Правительства РФ были утверждены программы развития и сохранения культуры и искусства российской Федерации.
Вторым по значимости после Конституции РФ законом, закрепляющим права человека и гражданина в области культуры, является Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”. Основы гарантируют осуществление прав человека в области культуры и определяют обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей, осуществление права на участие в культурной жизни.
В статье 8 Основ законодательства РФ о культуре устанавливается, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
Основы закрепляют приоритет прав человека в области культуры по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (ст. 9).
Осуществление права на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям зависит от наличия различных видов культурных учреждений: библиотек, театров, картинных галерей, выставочных и картинных залов и т.п.
В 1994 году был принят Федеральный закон “О библиотечном деле”, который закрепил права граждан в соответствующей сфере деятельности. Закон, развивая положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, устанавливает приоритет прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам в этой области государства, общественных объединений, религиозных и других организаций.
Одним из важнейших положений, которые закрепил закон, является право на библиотечное обслуживание, которое предоставляется каждому гражданину независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений и отношения к религии. Это право обеспечивается созданием сети государственных и муниципальных библиотек, обслуживание в которых осуществляется бесплатно.
Граждане имеют право принимать участие в деятельности объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями.
В статье 7 Закон закрепляет права пользователей библиотек. Так, все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
Следует отметить и права граждан закрепленные в Основах законодательства Российской федерации об Архивном фонде РФ и архивах (1993). Важным является закрепленное и гарантированное в Основах право юридических и физических лиц на создание архивов. Право лица создавшего архив (собственника) на хранящиеся в архиве документы охраняется законодательством Российской Федерации. Это означает, что ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им лица изъят иначе как на основании решения суда (ст.9).
Основы законодательства Российской федерации об Архивном фонде РФ и архивах устанавливают, что документы государственной части Архивного фонда РФ и справочники к ним предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам. Наряду с этим Основы содержат ряд ограничений на использование архивных документов и доступ к ним. В частности к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных отношениях, имущественном положении и т.п.) и могущим создать угрозу для их жизни и безопасности жилища, доступ может быть ограничен на срок до 75 лет со времени создания документов, аналогично в отношении архивных документов, связанных с сохранением государственной или иной охраняемой законом тайной. Допускаются ограничения на доступ к подлинникам особо ценных и уникальных документов, а также к документам, имеющим неудовлетворительное физическое состояние.
Вопросы доступа к произведениям культуры решаются и в Федеральном законе “О музейном фонде Российской Федерации” (1996).
Закон устанавливает, что для доступа граждан открыты музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях. Доступ может быть ограничен собственником или владельцам, только по следующим основаниям:
-
неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
-
производство реставрационных работ;
-
нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.
Заслугой данного закона является запрет на ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры.
Из вышесказанного видно, что в нашей стране на законодательном уровне большое внимание уделяется правам человека в сфере культуры. Права человека, закрепленные в Конституции РФ, находят свое развитие в законах принимаемых как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, а также постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ, диктуемых особенностями развития отечественной сферы культуры.
Вопрос №40
Авторское право.
Под авторским правом понимается совокупность имущественных и личных неимущественных (духовных) прав, принадлежащих автору (физическому лицу) творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства.
Экономические аспекты авторского права стали обсуждаться в теории экономики лишь в начале 70-х годов прошлого столетия. Защита авторского права пока не приобрела того же значения для экономистов, чтопатентная система в результате чего произошла недооценка экономической значимости такой защиты.
По видимому, среди основных причин, объясняющих такую ситуацию, является тот факт, что изначально идея защиты авторского права развивалась преимущественно как социальная и правовая система. Однако, по мере развития общества и повышение значимости информации интеллектуальная собственность, и в том числеавторское право, постепенно стала утверждаться как один из наиболее важных нематериальных активов экономики информационного общества. В наши дни авторское право больше не является исключительно правовой категорией и является неотъемлемой частью богатства государств и активов фирм. Оно стало основой для развития многих отраслей промышленности, обеспечивая рост добавленной стоимости, рабочих мест и внешней торговли. Согласно некоторым оценкам, доля отраслей промышленности, основанных на авторском праве, в мировой экономике составила порядка 7,3 % (2,2 триллиона долларов) в начале нового тысячелетия, при этом рост в этих отраслях составил в среднем на 5 % в год, что быстрее, чем средний рост экономики всей планеты.
Растущее значение авторского права объясняется также расширением среды его действия. С принятием в 1996 г. двух Интернет договоров ВОИС, Договора об авторском праве (ДАП) и Договора об исполнениях и фонограммах (ДИФ) и посредством соответствующего национального законодательства, авторское право стало применимым к экономическим сделкам в цифровых компьютерных сетях. Защита новых форм творчества дала толчок к обмену знаниями, а также усилили экономический эффект авторского права. Кроме того, развитие технологии сделало возможными новые формы более точного и менее дорогостоящего управления авторским правом с помощью специальных технических мер защиты, увеличивших оборот торговли продукцией, защищенной авторским правом. Авторское право неотделимой частью вошло в нашу каждодневную жизнь, и теперь мы имеем дело с такими формами творчества, которых не могли себе и представить двадцать лет назад. Защищенная авторским правом продукция составляет большую часть современного бизнеса (Димитр Гантчев, главный советник ВОИС по авторским и смежным правам).
Авторские права и объекты авторского права делятся по нескольким категориям: Имущественные и неимущественные авторские права.
Исключительные и неисключительные авторские права.
Человек, обладающий исключительными авторскими правами на произведения, имеет единоличное право на его использование и может запрещать подобное использование произведения другими лицами. Исключительными правами обладает автор произведения, если он не передал свои права (не заключил Авторский договор о передаче исключительных прав) третьему лицу.
Лицу, обладающему неисключительными правами на произведение, разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Неимущественные авторские права это так называемые личные права (такие права, c которыми нельзя поступать как с имуществом: продавать, покупать, дарить, передавать, наследовать и т.д.)