logo
Вопросы к экзаменам и зачетам / адвокатура

Статус адвоката Понятие и значение реестров адвокатов.

Статья 12. Присвоение статуса адвоката

1. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.

Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.

2. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.

3. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.

Статья 14. Реестры адвокатов

1. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее - территориальный орган юстиции) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (далее - региональный реестр).

2. Территориальный орган юстиции ежегодно не позднее 1 февраля направляет в адвокатскую палату копию регионального реестра. О внесении изменений в региональный реестр территориальный орган юстиции уведомляет адвокатскую палату соответствующего субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок со дня внесения указанных изменений.

3. Порядок ведения региональных реестров определяется федеральным органом юстиции.

Новый правовой институт - региональный реестр адвокатов, возлагая обязанность его ведения на органы Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что Министерством юстиции были разработаны рекомендации по реализации Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", в соответствии с которыми территориальным органам Министерства юстиции Российской Федерации до 1 октября 2002 г. надлежало: организовать проверку достоверности представленных коллегиями адвокатов документов и сведений; внести сведения об адвокатах в региональный реестр; оформить и выдать удостоверения адвокатов; опубликовать в региональных средствах массовой информации списки адвокатов, сформированные в алфавитном порядке. На втором этапе предлагалось организовать проведение учредительных собраний (конференций) адвокатов (до 1 декабря). Третий этап - реорганизация коллегий адвокатов и иных адвокатских образований, созданных до вступления в силу комментируемого Закона (до 1 июля 2003 г.). То есть на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы была возложена функция государственной поддержки адвокатуры в процессе последовательного введения норм комментируемого Закона в жизнь.