3.3 Формы защиты прав авторов
Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.
Различают две основные формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты – это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерным действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. [12, c.75]
Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компетенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являются юридические лица, возникший между ними спор относится к подведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении право, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Судебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе. [24, c.162]
На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произвольных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Типичным примером таких допускаемых средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. [13, c.31]
В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и по сути дела сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмотренных авторским договором, либо к отказу от исполнения договора в целом, например, в случае его недействительности.
Наибольшую практическую значимость и эффективность среди назван форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.
Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость.
Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении анонимного произведения или произведения под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения.
При отсутствии правомерного опубликования в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента первого доведения произведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме, иной, чем опубликование.
При отсутствии указанного правомерного опубликования и любого другого доведения до всеобщего сведения с согласия автора в течение 50 лет с момента создания такого произведения срок охраны составляет 50 лет с момента создания произведения.
Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведения под псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется пункт 1 настоящей статьи.
Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. [5, cтатья 22]
Защита гражданских, в том числе и авторских прав, прав осуществляется путем:
1) признания права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права;
3) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
4) признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, установления факта ничтожности сделки и применения последствий ее недействительности;
5) признания недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
6) самозащиты права;
7) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
8) возмещения убытков;
9) взыскания неустойки;
10) компенсации морального вреда;
11) прекращения или изменения правоотношения;
12) неприменения судом противоречащего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления;
13) иными способами, предусмотренными законодательством. [5, cтатья 11]
Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъектов гражданских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекращении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти, о возмещении морального вреда и некоторые другие. [11, c.172]
Как правило, обладатель нарушенного авторского права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения.
Так, например, если при опубликовании про искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.
ВЫВОДЫ
Подводя итоги по второй главе данного исследования, можно сделать вывод, что одной из основных проблем авторского права является создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное его творческим трудом произведение.
Авторские права и объекты авторского права делятся по нескольким категориям: имущественные и неимущественные авторские права, исключительные и неисключительные авторские права.
Человек, обладающий исключительными авторскими правами на произведения, имеет единоличное право на его использование и может запрещать подобное использование произведения другими лицами.
Лицу, обладающему неисключительными правами на произведение, разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев специально указанных законом.
В случае нарушения обязательств по договору виновная сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Различают две основные формы защиты: юрисдикционную и неюрисдикционную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «авторское право» понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.
В настоящее время основными национальными законодательными актами, регулирующими правоотношения в области авторского права, являются Гражданский Кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь Об авторском праве и смежных правах в редакции от 11.08.1998. Согласно этим документам охране подлежит конкретное произведение науки, литературы или искусства, а не идея, выраженная в нем.
В ст. 6 Закона Об авторском праве и смежных правах говорится: Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, выраженные в любой объективной форме.
В отношении объектов авторского права следует знать, что без разрешения автора их использовать нельзя, так как только автор обладает исключительным правом на использование произведения.
За автором закреплены личные неимущественные и имущественные права. Первые принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже после уступки исключительных прав на использование произведения (ст. 15 Закона Об авторском праве и смежных правах). Личные неимущественные права не носят экономического характера и не передаются другим лицам. Всего таких прав пять: на авторство создатель произведения имеет право признаваться автором; на имя автор имеет право использовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно; на обнародование автор имеет право разрешить довести свое произведение до широкого круга лиц (давая право, например, на издание произведения, автор, даже если прямо не упоминает об этом, разрешает обнародовать свое произведение); на отзыв автор имеет право отказаться от решения об обнародовании произведения; на защиту репутации автора право препятствовать какому бы то ни было искажению произведения, которое может нанести ущерб чести и достоинству автора.
Вторые это исключительные права на использование произведения (ст. 16 Закона Об авторском праве и смежных правах). Имущественные права носят экономический характер, т. к. автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования его произведения. Именно эти права автор вправе передавать любому другому лицу.
Право на использование произведения состоит из нескольких следующих правомочий: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения; осуществлять прокат оригиналов и экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах; импортировать произведения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; передавать произведение в эфир; иначе сообщать произведение для всеобщего сведения; переводить произведение; переделывать или иным образом перерабатывать произведение. Каждое из названных правомочий автор может передавать (уступать).
Особо следует отметить ст. 14 Закона Об авторском праве и смежных правах, которая указывает, кому принадлежат имущественные и личные неимущественные права на служебное произведение, т. е. на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Здесь важно уточнить, что автор должен состоять с организацией в трудовых отношениях, а именно: подчиняться внутреннему трудовому распорядку, являться членом трудового коллектива и получать за свой труд заработную плату. Личные неимущественные права принадлежат автору, при этом автор не может препятствовать обнародованию произведения нанимателем. Что касается имущественных прав на такое произведение, то они принадлежат нанимателю, при условии, что иное не предусмотрено договором.
Чтобы использовать какое-либо произведение, необходимо заключить договор. Авторский договор заключается в письменной форме (ст. 27 Закона Об авторском праве и смежных правах) между владельцем авторских прав и лицом, которому уступаются имущественные права. Названным Законом установлены существенные условия авторского договора, т. е. условия о предмете договора, условия, названные в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 402 Гражданского Кодекса).
Уместно заметить, что использование произведения без заключения договора -- это нарушение авторских прав.
При осуществлении издательской деятельности необходимо не только позаботиться о приобретении прав на произведение, но и грамотно оформлять так называемые выходные сведения. Выходные сведения представляют собой комплекс элементов, характеризующих издание и предназначенных для его оформления, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета. Состав, перечень и расположение выходных сведений зависят от вида издания.
В настоящее время действует Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). В рамках этой системы и действуют стандарты, регламентирующие оформление выходных сведений изданий, библиографического описания, написание аннотаций и рефератов. Необходимо отметить, что республиканские стандарты это документы, обязательные для исполнения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2008.
2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,6 мая 2004 г., № 3/1347.
3. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 25 апреля 2005 г., № 3/1734.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь.- Минск: Амалфея, 2008.
5. Договор ВОИС по авторскому праву (WCT) (принят Дипломатической конференцией в Женеве 20 декабря 1996 г.) // Консультант плюс : Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр». Минск, 2008.
6. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 мая 1996 г. N 370-XIII «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.08.1998 N 194-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2008 N 396-З). национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 19 марта 2001 г. N 2/519.
7. Антимонов Б.С., Флейшиц ЕА. Авторское право. - М.: Издательство Юр лит., 1995.
8. Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // «Журнал российского права», № 8, 2001.
9. Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // «Российская юстиция», № 11, 1999.
10. Борохович Л., Монастырская А .,Трехова М.. Ваша интеллектуальная собственность.- СП6.: «Питер», 2001.
11. Вощинский М. Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав по новой редакции статьи 146 УК // «Российская юстиция», № 6, 2003.
12. Гальченко А. Нарушение авторских и смежных прав: уголовно-правовая характеристика // «Право и экономика», № 3, 2004.
13. Гришаев С.П. Авторское право. – М.: Система ГАРАНТ, 2005.
14. Дедова Е.А. Особенности гражданско-правовой защиты смежных прав // «Законодательство», № 10, 2005.
15. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. — М.: Норма, 2000.
16. Коробкова К.Е. Защита авторского права: кто жертва? // «Адвокат», № 9, 2005.
17. Корчагина Н.П. Спорные вопросы охраны авторских прав // «Право и экономика», № 3, 2006.
18. Костькова О.В. Постатейный комментарий к Федеральному Закону «Об авторском праве и смежных правах». - М.: Новая правовая культура, 2005.
19. Куркова Н. Административно-правовая защита авторских и смежных прав // «Российская юстиция», № 7, 2002
20. Мачковский Л.Г. Интеллектуальная собственность: уголовно-правовая охрана // «Законодательство», № 11, 2005
21. Моргунова Е.А. Авторское право: учебное пособие / Е.А. Моргунова; отв. ред. В.П. Мозолин. — М.: Норма, 2008.
22. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки. литературы и искусства. - М.:Издательство Юр. лит., 1999.
23. Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. - М.: Издательство Просвещение, 1996.
24. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // «Законодательство», № 8, 2002.
25. Чапкевич Л.Е. Контрафактная и фальсифицированная продукция: проблемы и пути их решения // «Право и экономика», № 6, 2005.
26. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. - М.: Издательство Прогресс, 1998.
27. Довнар Н.Н. Авторское право и смежные права. –Мн.: Беларуская навука, 1999.
28. Лосев С.С. Авторское право. Национальное и международное законодательство. – Мн.: Ураджай, 2000.
29. Лосев С.С. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».- Мн.: Дикта, 2007.
30. И.В.Попова; Под ред. Чигира В.Ф Интеллектуальная собственность (в 2 томах). Т.1. Авторское право и смежные права . – Мн.: Амалфея, 1997
- 1. Общие теоретические положения авторского права
- 1.1 Понятие и место авторского права в общей системе гражданского права
- 1.2 Правовое регулирование авторского права
- 1.3 Структура авторского права
- 2. Субъекты и объекты авторского права
- 2.1 Физические лица как субъекты авторского права
- 2.2 Юридические лица как субъекты авторского права
- 2.3 Переход авторского права
- 3. Права, обязанности и защита авторского права
- 3.1 Права авторов
- 3.2 Обязанности авторов
- 3.3 Формы защиты прав авторов