logo
тгп ответы

19. Договорная (естественно-правовая) теория происхождения права

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, царящему в обществе произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами и сторонниками в разное время являлись: Гуго Гроций; Джон Локк, Томас Гоббс; Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо; А. Н. Радищев.

Теория, выдвинутая данными авторами, получила так­же название естественно-правовой или естественного права. В боль­шинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, рево­люционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое от­ражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:

- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «ес­тественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

- каждый преследовал только свои интересы и не счи­тался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизован­ное общество могло уничтожить само себя;

- чтобы этого не случилось, люди заключили "общест­венный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;

- в результате был создан институт согласования инте­ресов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория общественного договора имела боль­шое прогрессивное значение:

= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

= сделан шаг к созданию гражданского общества;

= фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;

= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы ре­акционным монархиям XVII - XVIII вв.;

= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает пре­ступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

= в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выра­жать интересы народа.

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность.