39. Регулирование в сфере малого предпринимательства
Государственное регулирование — необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя — от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным, необходимо сдерживание неизбежных тенденций к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из элемента государственной политики в чиновничью «кормушку». К сожалению, в российской действительности положительные моменты государственного регулирования — в силу слабости как самого государства, так и гражданского общества — выражены недостаточно, тогда как негативные превратились в особую группу факторов, препятствующих нормальному развитию малых предприятий.
Наиболее очевидным образом административные барьеры на пути предпринимательства проявляются в процессе регистрации малых предприятий, а также при периодически возникающей необходимости получения или возобновления лицензии на осуществление того или иного вида предпринимательской деятельности. Внесенный правительством в Думу (после ожесточенных подковерных схваток между представителями различных ведомств) так называемый антибюрократический пакет Г. Грефа в целом создает предпосылки для значительного сокращения тягот, выпадающих на долю малых предприятий, поскольку становится возможной система «единого окна» (когда предприниматель сможет получить весь пакет необходимых разрешений и согласований в одном-единственном ведомстве — плохо только, что этим ведомством окажется фискальное...), а число видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, сокращается с более чем 2000 до 104, причем региональным и местным органам запрещается устанавливать свои списки лицензируемых видов деятельности. Кроме того, в строгие рамки вводится практика различного рода административных проверок, доставляющая головную боль каждому действующему малому предприятию. Ведь любая проверка отнимает время у владельца и менеджеров фирмы и сопряжена, как правило, с необходимостью уплаты штрафов за выявленные упущения или «отступного» проверяющим.
В некоторых регионах накоплен опыт эффективного противодействия желанию чиновников «сделать как лучше». Например, в Бурятии некоторое время назад был выпущен своего рода «самоучитель» под названием «Правовая поддержка предпринимательства (игра по правилам)». В нем предпринимателей обучают тому, как бороться с проверками, используя существующую законодательную базу. Число проверок сократилось [Коммерсант 2000]. А в других регионах уже сами администрации приняли решение завести на всех малых предприятиях амбарные книги, где проверяющие должны указать срок и цель посещения фирмы, а также основание своего визита (кто и с какой целью уполномочил провести проверку). И здесь результаты обнадеживают — проверок стало меньше
- Сущность и цели государственного регулирования экономики.
- Основные концепции, характеризующие роль государства в экономике.
- 13. Налоговая политики и механизмы ее реализации в рф
- 14. Бюджетные инструменты регулирования экономики
- 15.Денежно-кредитное регулирование
- 22.Роль приватизации и национализации в системе грэ
- 29. Государственное регулирование инновационных процессов в России
- 31.Антимонопольное регулирование
- 32. Регулирование деятельности естественных монополий
- 36.Регулирование финансовых рынков
- 37.Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью
- 40. Государственное регулирование социального развития.
- 41. Регулирование демографических процессов и миграции
- 42.Проблемы реформирования отраслей социальной сферы
- 43.Государственное регулирование в сфере занятости
- 39. Регулирование в сфере малого предпринимательства
- 44.Планирование и его функции в рыночной экономике
- 45. Прогнозирование и его роль в управлении
- 46. Программно-целевой подход к управлению экономикой
- 47.Регулирование территориального развития в рф