logo
Учебники, конспекты, лекции / Основы права

Правовая норма как выражение справедливости

Справедливость обычно рассматривается как внутреннее свойство и качество права в целом. Из этого следует, что каждая отдельно взятая норма права должна отвечать требованиям справедливости. Понятие справедливости по возможности должно быть предельно формализовано, по крайней мере, для практической юриспруденции, чтобы его можно было использовать в процессе правотворчества. Однако в содержательном аспекте справедливость не может быть определена однозначно. Речь может идти лишь о формальной справедливости (установление равного масштаба к разным людям, равенство всех перед законом, законность и т.д.). Справедливость состоит в том, что наиболее важные общественные отношения регулируются законом и не зависят от усмотрения и тем более произвола отдельных должностных лиц государства. Справедливость выражается в формальном признании само–ценности правового регулирования и даже его приоритета по отношению к другим социальным регуляторам. Справедливости правовой нормы не может быть противопоставлена какая–либо иная, более «возвышенная» справедливость – социальная, политическая, экономическая, моральная, религиозная и др. Все эти справедливости могут служить эмпирическим или рациональным основанием для отмены или изменения правовой нормы. По поводу сентенции справедливости строжайшее право – это величайшая несправедливость достаточно точно высказался И.Кант: «На пути права этому злу ничем помочь нельзя, хотя оно и имеет отношение к правовому требованию, потому, что справедливость относится только к суду совести, а каждый правовой вопрос должен решаться на основании гражданского права»7.

Таким образом, идею справедливости применительно к правовой норме можно рассматривать как долговременную тенденцию развития законодательства, ее невозможно сформулировать или изложить в виде простых алгоритмов, правотворчества, а сложные философские конструкции справедливости нельзя, использовать в практической юриспруденции. Приблизительным ориентиром – справедливости правовых норм может служить лишь доминирующая идеология общества. Любой нормативный правовой акт должен находить нравственную поддержку, признание и сочувствие общества, и лишь в этом смысле он будет справедлив.