logo
Ответы общество 9

1. Способности человека

План ответа:

1. Познание — процесс накопления и систематизации знаний о сво­их способностях.

2. Роль и влияние знаний на человеческие способности.

Познание себя, самоанализ очень важны для человека. Зная, «что во мне», человек наиболее полно может охарактеризовать свое «реальное я» — доброту, ум, дисциплину, умение работать, эгоизм и т.д. Зная «реальное», человек стремится приблизиться к «Я идеальному».

Процесс познания самого себя весьма сложен. Для этого необхо­димо быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Человеку свойственно оценивать себя выше, чем он есть на самом деле, отсюда неправильные отношения с товарищами, близкими. Обычно о таком человеке говорят «Он много о себе мнит». Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опас­ность; неуверенность в себе. Для самооценки личности очень важно, как тебя воспринимают окружающие, что они говорят о тебе. Лич­ность, способная критически оценить себя через других людей, стремящаяся к исправлению недостатков и усиливающая свои силь­ные стороны, достигает значительных успехов в утверждении соб­ственного Я.

Психологи, социологи утверждают, что довольство собой и не­довольство собой определяется формулой:

успех

самоуважение = ---------

притязания

числитель — наш действительный успех, знаменатель — наши при­тязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Социологи, психологи утверждают, что если знаменатель (наши притязания) свести к нулю, то «целый мир будет у твоих ног», но это дано не каждому. Держит человека невидимый стержень, ядро нашего Я, — духовность, которая не яв­ляется внешним проявлением, ее нельзя приобрести путем обра­зования или подражание кому-либо. Она либо есть, либо нет. Люди духовные выживали в самые сложные минуты, этапы жиз­ни (каторга, беззаконие, произвол, концлагерь и т.д.). Через ду­ховность человек стремится к идеалам, задумывается над смыс­лом жизни.

Как показывает опыт человечества, по-настоящему познать себя и добиться того, чтобы стать лучше смогли люди, действовавшие на благо других людей.

(Знание своих способностей помогает человеку действовать ус­пешно. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной дея­тельностью (учитель, врач, спортсмен и т.д.).

Для характеристики выдающихся способностей используют сло­ва «талант» и «гений» — выдающиеся способности, высокая сте­пень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизвестных, неизведанных путей творчества.

Важной способностью является изучение и сознательное фор­мирование своего характера. Характер — отличительная черта, признак. Формируется характер под влиянием трех условий: на­следственности, общественной среды и самовоспитания. Все три фактора важны для формирования характера. Характер проявляет­ся в привычках, манерах поведения, стиле одежды и — во всем, в чем отражается отношение человека к окружающей действитель­ности.

Понятие характер тесно связано с понятием воля — умение це­ленаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело, стремление выполнять его. Всякое волевое действие предполагает несколько этапов: осознание цели — стремление к ее достижению — выбор путей ее достижения — преодоление трудностей и пре­пятствий на пути к, цели — достижение цели и постановка более сложной и возвышенной цели. Волевые задатки могут быть наследственными, но большинству необходимо развивать себе волю, соз­нательно стараться преодолевать препятствия, нередко заставляя себя делать то, что не хочется делать.

Стремление познать себя, сформировать свой характер, разви­вать способности и волю — все это необходимо человеку для пол­ноценной жизни.