42. Сословно-представительная монархия во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства – сословно - представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.
Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер. Короли лишили их права собирать налоги на политические цели.
В XIV в. было установлено, что для взимания сеньориальной подати (тальи) необходимо согласие королевской власти. В XV в. Карл VII вообще отменил сбор тальи отдельными крупными сеньорами. Король запрещал феодалам устанавливать и новые косвенные налоги, что привело постепенно к их полному исчезновению. Людовик XI отнял у феодалов право чеканить монету. В XV в. в обращении во Франции была лишь единая королевская монета.
Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).
Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших "королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.
На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие — римско-католическая церковь. Французская корона никогда не соглашалась с притязаниями папства на мировое господство, но, не чувствуя необходимой политической поддержки, избегала открытой конфронтации. Такое положение не могло сохраняться бесконечно, и к концу XIII — началу XIV в. окрепшая королевская власть становилась все более несовместимой с политикой римской курии. Король Филипп Красивый бросил вызов римскому папе Бонифацию VIII, потребовав от французского духовенства субсидий для ведения войны с Фландрией и распространив королевскую юрисдикцию на все привилегии клира. В качестве ответной меры папа издал в 1301 году буллу, в которой грозил королю отлучением от церкви. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной и переносом под давлением французских королей резиденции римских пап в г. Авиньон (1309—1377 тт.) — такназываемое "авиньонское пленение пап".
Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV—XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: "Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги".
В 1303 году была выдвинута формула: "король является императором в своем королевстве". Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора. Со ссылкой на известный принцип римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле. Для принятия законов королю уже не требовался созыв вассалов или согласие королевской курии. Был выдвинут также тезис: "всякое правосудие проистекает от короля", в соответствии с которым король получил право рассматривать любое судебное дело сам или же делегировать это право своим слугам.
Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т. д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения — Генеральные штаты и провинциальные штаты.
Великий мартовский ордонанс 1357 г. Королевская власть часто добивалась от Ген Щтатов нужного решения. Но были моменты, когда третье сословие могло добиться больштх прав, чем право утверждения новых налогов. В 1357 г., когда страна пережила глубокий политический кризис, был издан указ – Великий мартовский ордонанс 1357г. В соответствие с этим документом сессия Ген. Штатов должны были проводиться без предварительной санкции короля. Ген. Штаты не только имели право на введение налогов, но и контролировали расходы правительства. Только с их согласия можно было заключить мир или объявить войну. Они специальных советников короля.
Великий мартовский ордонанс – вершина полномочий Ген. Штатов. Но победоносное завершение Столетней войны содействовало укреплению королевской власти. В её распоряжение были многочисленная наемная армия, бюрократический аппарат, которые содержались за счет постоянных, налогов, назначаемых теперь без предварительного одобрения Ген. Штатов. Начиная с 15 века Ген. Штаты перестают созываться. В 17 и 18 веках были созваны по одному разу. Взамен них правительство начинает созывать собрание Нотаблей, но это учреждение имело только вещательные функции.
- 29. Общая хар-ка варварских королевств. Общественный строй и органы гос-го управления.
- 30. Особенности возникновения Франкского государства. Государство франков периода Меровингов
- 31. Складывание феодальных отношений во Франкском гос-ве. Реформы Карла Мартелла.
- 32. Франкское гос-во династии Каролингов.
- 33. Право Франкского гос-ва. Имущественные отношения по Салической правде.
- 34. Преступления и наказания по Салической правде. Суд и судопроизводство по Салической правде.
- 35. Каноническое право средневековой Европы
- 36. Городское право средневековой Европы
- 37. Рецепция римского права. Глоссаторы и постглоссаторы.
- 38. Феодальное право в Англии: «общее право», «право справедливости», статутное право.
- 39. Саксонское и Швабское зерцала
- 40. Каролина 1532г.
- 41. Сеньориальная монархия во Франции. Реформы Людовика IX.
- 42. Сословно-представительная монархия во Франции. Великий мартовский ордонанс 1357 г.
- 43. Абсолютная монархия во Франции
- 44. Право феодальной Франции. Кутюмы Бовези.
- 45. Донормандская государственность Англии.
- 46. Сеньориальная монархия в Англии: особенности, органы гос. Управления, соц. Структура. Реформы Генриха II
- 47. Великая Хартия вольностей 1215г. Возникновение парламента. Сословно-представительная монархия в Англии.
- 48. Особенности английского абсолютизма
- 49. Образование Священной Римской империи германской нации. Общественный и государственный строй
- 50. «Золотая булла» 1356 г.
- 51. Особенность германского абсолютизма
- 52. Возникновение и организация власти Арабского халифата.
- 53. Источники и основные черты мусульманского права.
- 54. Особенности гос-но-правового развития Японии в Средние века.
- 55. Особенности гос-но-правового развития Китая в средние века
- 56. Особенности гос-но-правового развития Индии в Средние века.