logo
Kopia_Predmet_i_metod_grazhdanskogo_prava

32. Правоспособность юр. Лица (общая, специальная, определенно-ограниченная)

В соотв-ии с п. 3 ст. 49 ГК гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юр. лица возникают в момент его создания и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из ЕГР юр. лиц. Объем гражданской правоспособности юр. лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется его учредительными документами (п. 1 ст. 49 ГК). При этом юр. и физ. лица наделены равными возможностями для участия в гражданском обороте. Вместе с тем в ряде конкретных правоотношений допускается участие единственно юр. лиц.

 Правоспособность юр. лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).

 Общая (универсальная) правоспособность дает юр. лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации При этом установление спец. правоспособности обусловлено целями их создания, определенными учредителями.

 Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113-115 ГК), банков, фондовых бирж, страховых организаций.

Специальной правоспособностью обладают помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций и некоммерческие организации. Напр. банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. В случае совершения юр. лицом сделок с выходом за пределы его правоспособности такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юр. лица, специальная правоспособность кот. установлена законом или иным НПА, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации Первые (ст. 168 ГК) явл-ся ничтожными вне зависимости от того, знали ли контрагенты данной организации о подобных ограничениях, заключая с ней сделки, или нет. Вторые, согласно ст. 173 ГК, явл-тся оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона по сделке знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юр. лица.

 Иногда законодатель устанавливает ограничения правоспособности для юр. лиц определенной организационно-правовой формы. Так, например, государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям запрещено выступать в качестве покупателей при приватизации государственного (муниципального) имущества. Перечень видов деятельности, которыми юр. лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами.

 К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление кот. может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности гос-ва, культурному наследию народов РФ и регулирование кот. не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

  1. Классификация юридических лиц

Юр. лица можно разделить на коммерческие (цель создания которых – получение прибыли) и некоммерческие (занимаются предпринимательской деятельностью лишь в пределах, необходимых для осуществления уставных целей некоммерческого юр. лица).

Коммерческие юр. лица могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, гос. и мун. предприятий.

Хозяйственные товарищества: полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные). Участники полного товарищества (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам своим имуществом. В товариществе на вере, кроме полных товарищей, существуют еще коммандитные, несущие ответственность по обязательствам товарищества в пределах суммы внесенных ими вкладов и не участвующие в предпринимательской деятельности от имени товарищества.

Хозяйственные общества: ОАО, ЗАО, ООО, ОДО Участники акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью не несут ответственности по обязательствам общества. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность в размере стоимости их вкладов в уставный капитал общества.

Производственный кооператив – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности путем объединения его участниками имущества и личного трудового участия (ст. 107 ГК).

Гос. и муниц. унитарные предприятия: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Некоммерческие юр. лица могут создаваться в форме потребительских кооперативов (создаются на добровольном объединении граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников: жилищно-строительные, гаражно-строительные, дачностроительные), общественных или религиозных организаций (создаются для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей), благотворительных и иных фондов (цель создания – образовательная, культурная и иная общественно полезная деятельность).

Коммерческие и некоммерческие организации в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав могут объединяться в различные объединения (например, хозяйственные ассоциации (союзы)).

Классификации юридических лиц по другим основаниям:

1)  в зависимости от вида имущества, на базе кот. создана организация, можно выделить юр. лица, созданные на базе:

а) федеральной собственности; б) собственности субъектов Российской Федерации; в) муниципальной собственности; г) собственности отдельных юридических лиц; д) собственности граждан; е) смешанной собственности;

2 в зависимости от масштабов деятельности:

а) малые пред-ия; б) предприятия-монополисты (предприятия, занимающие хозяйствующее положение на рынке); в) прочие пред-ия.

34. Порядок государственной регистрации юр. лица

Гос. регистрация юр. лиц осуществляется в соответствии с Фед. законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Гос. регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные гос. регистрации включаются в Единый государственный реестр юр. лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

Основания отказа в гос. регистрации юр. лица носят формальный хар-р: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Для отдельных юр. лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при кот. осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юр. лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства.

Например, ЦБ РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

Порядок гос. регистрации юридических лиц определен Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц».

Документы представляются заявителем в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юр. лица, указанного учредителями в заявлении о гос. регистрации, лично или направляются почтовым отравлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность кот. должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Законом определено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть только физ. лица.

При гос. регистрации создаваемого юр. лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1. подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

2. решение о создании юр. лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. учредительные документы юр. лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

4.выписка из реестра иностранных юр. лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юр. силе доказательство юр. статуса иностранного юр. лица - учредителя;

5. документ об уплате гос. пошлины.

Процедура регистрации отдельных категорий юр. лиц, к которым относятся торгово-промышленные палаты, общественные объединения и религиозные организации, определяется Порядком взаимодействия органов, уполномоченных осуществлять гос. регистрацию юр. лиц с Минюстом России. В данном случае документы представляются в федеральный орган юстиции или его территориальные органы, чьим распоряжением утверждается решение о гос. регистрации. При этом регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись.

Гос. регистрация юр. лиц осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документом, подтверждающим факт гос. регистрации, является Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

35. Органы юр. Лица

Орган юридического лица — лицо (единоличный орган) или совокупность лиц (коллегиальный орган), которые в соответствии с законодательством, документами юр. лица либо решением иного уполномоченного на то органа юр. лица наделены определенными полномочиями в отношении юр. лица и через которые данное юридическое лицо осуществляет свою правоспособность. Органы юр. лица подразделяются на органы управления и органы контроля. Органы юр. лица правомочны создавать свои рабочие органы, которые не имеют собственных полномочий в отношении юр. лица, но помогают органам юр. лица в осуществлении их полномочий.