Цели современного российского государства
| Цели современного российского государства |
| ||
|
| |||
|
|
| ||
формирование гражданского общества |
| создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека |
| Задачи современного российского государства |
| |||||||||
обеспечить переход к рыночным отношениям |
| гарантировать свободу частного предпринимательства и конкуренции |
| обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни | |||||||
|
|
|
|
| |||||||
создать условия для реализации каждым права быть собственником |
| провести политическую реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации политической системы |
|
| оборона страны |
| миротворческая |
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
борьба с международным терроризмом |
|
|
| охрана окружающей среды в планетарном масштабе |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| интеграция в мировую экономику |
Функции государства
|
внешние |
| освоение космоса и мирового океана |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
поддержание торговых и экономических отношений |
|
|
|
|
| поддержание дипломатических отношений | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| охрана правопорядка |
внутренние |
|
| культурно-духовная |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
| экологическая |
|
|
| идеологическая |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
| экономическая |
|
|
| политическая |
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| взимание налогов |
| оказание услуг |
|
|
|
Формы осуществления функций государства – внешняя характеристика деятельности государства и его органов по осуществлению функций государства.
| законодательная |
|
|
|
|
| исполнительная |
| ||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| в зависимости от видов органов |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
| судебная |
|
| контрольно-надзорная |
| |||||||||||||||||||||||||||
Формы осуществления функций государства | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
| Правовая форма |
| в зависимости от однородной по своим внешним признакам деятельности | Неправовая форма |
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
право-творческая |
| правоис-полнительная |
| организационно-исполнительная |
| организационно-хозяйственная | ||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
| правоох- ранительная |
| право- распоря-дительная |
|
|
|
| организационно-воспитательная |
|
|
Методы осуществления функций государства – способы реализации функций государства.
Методы осуществления функций государства | ||||||||
|
|
|
|
| ||||
рекомендование |
| согласование | ||||||
|
|
|
|
| ||||
убеждения |
| принуждения |
Типология (классификация) государств – объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства, выступает как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими.
Тип государства - это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой характеризующихся общими сущностными свойствами.
Подходы к типологии государства |
Формационный |
| Цивилизационный |
Формационный подход – типология государств, основанная на понятии общественно-экономической формации, при которой классификация государств осуществляется на основе экономических факторов развития.
Общественно-экономическая формация – определенный этап в развитии общества и государства, характеризующийся соответствующим уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Пятичленная схема
Общественно-экономическая формация | Способ производства |
Тип государства |
родоплеменная | первобытнообщинный |
|
рабовладельческая | рабовладельческий | рабовладельческое |
феодальная | феодальный | феодальное |
капиталистическая | капиталистический | буржуазное |
коммунистическая | социалистический | социалистическое |
коммунистический |
|
Шестичленная схема
Общественно-экономическая формация | Способ производства |
Тип государства |
родоплеменная | первобытнообщинный |
|
азиатская | азиатский | древневосточная деспотия |
рабовладельческая | рабовладельческий | рабовладельческое |
феодальная | феодальный | феодальное |
капиталистическая | капиталистический | буржуазное |
коммунистическая | социалистический | социалистическое |
коммунистический |
|
Трехчленная схема
Общественно-экономическая формация (макроформация) |
Способ производства |
Тип государства |
первичная (архаическая) | первобытнообщинный |
|
вторичная (экономическая) | азиатский | древневосточная деспотия |
античный | античное (рабовладельческое) | |
феодальный | феодальное | |
буржуазный | буржуазное | |
третичная (коммунистическая) | социалистический | социалистическое |
коммунистический |
|
Цивилизационный подход – типология государств, основанная на понятии цивилизации, при которой классификация государств осуществляется с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
Правовое государство – государство, ограниченное в своей деятельности требованиями права, государство, создающее условия для подлинного народовластия, реализации прав, свобод и обязанностей личности, ограничения всяческого произвола.
|
| взаимная ответственность государства и личности |
| наличие эффективных форм контроля за реализацией законов |
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
| господство право- вого закона во всех сферах жизни |
| связанность правом государства и его органов |
| незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность |
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
единство прав и обязанностей гражданина | Принципы правового государства | наличие развитого гражданского общества | ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||
| разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов |
| соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права |
| правовая организация системы органов государственной власти |
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
высокий уровень правосознания |
| возвышение суда |
Гражданское общество – негосударственная общность людей, объединенных по различным признакам в определенные формирования и действующих в целях удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо их объединений и каждого отдельного индивида.
| наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина |
| самоуправляемость и демократия как формы осуществления государственной власти |
| свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм |
| |||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
многоукладность экономики | Принципы гражданского общества
| доступность информации | |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
| конкуренция образующих его структур |
| правовое государство |
| легитимность и демократический характер власти |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
организация жизнедеятельности составляющих его структур на основании принципа координации с использованием всех социальных норм |
| целенаправленная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей |
Норма – естественное состояние природного или технического объекта либо знания о таком состоянии (естественные нормы), сформулированное на основе знания о естественном состоянии того или иного объекта правило поведения (технические и технико-социальные нормы), правила поведения в обществе индивидов, социальных групп, их представителей (социальные нормы).
Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических норм, регламентирующих их взаимоотношения с природой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| Нормы - обычаи |
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
| Нормы нравственности |
| Политические нормы |
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| Нормы морали | Правовые нормы |
| Религиозные нормы |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| Эстетические нормы |
| Нормы этикета |
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| Корпоративные нормы |
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормы морали – правила поведения, создаваемые обществом в целом либо отдельной социальной группой или коллективом, касающиеся разнообразного общественно значимого поведения индивида, а также различных вопросов его индивидуальной жизнедеятельности, существующие в общественном сознании, не имеющие текстуального выражения и обеспечиваемые силой общественного мнения.
Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – правила поведения, создаваемые общественными организациями, регулирующие вопросы их жизнедеятельности, содержащиеся в уставах, положениях, учредительных договорах и иных решениях общественных организаций, имеющих нормативный характер, и обеспечиваемые самими общественными организациями.
Обычаи - правила поведения, складывающиеся в определенной общественной среде, передающиеся из поколения в поколение, выступающие естественной жизненной потребностью людей и в результате многократного повторения становящиеся привычными для них, что и является способом обеспечения их действия.
Религиозные нормы – правила поведения, создаваемые основателями религиозных учений в результате божественного откровения либо церковными организациями в процессе своей деятельности, содержащиеся в священных книгах, а также в форме обычаев, ритуалов, направленные на регулирование отношений между верующими, верующими и религиозной организацией, а также между верующими и Богом.
Правовые нормы – правила поведения, регулирующие наиболее значимые общественные отношения, создаваемые государством в лице специально уполномоченных органов либо обществом непосредственно, содержащиеся в официальных источниках и обеспечиваемые возможностью государственного принуждения.
Критерии сопоставления социальных норм |
| ||||||
|
|
|
|
| |||
Сфера регулирования |
| ||||||
|
|
|
|
| |||
Способ формирования |
| ||||||
|
|
|
|
| |||
Форма выражения |
| ||||||
|
|
|
|
| |||
Способ обеспечения |
|
Теологическая |
| Теория естественных прав человека | ||
|
|
|
|
|
Нормативистская |
|
Теории правопонимания | Классовая | |
|
| |||
Психологическая |
| Социологическая | ||
|
|
|
|
|
Историческая школа права |
| Интегративная (современная) |
Признаки права – основные черты, свойственные праву и позволяющие определить его сущность.
|
| Обеспе- ченность государственным принуждением |
| Формальная определенность |
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
Систем-ность |
|
|
|
|
|
|
| Норма-тивность | |||||||
| Признаки права |
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| Волевой характер |
| Общеобяза-тельность |
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие функционирование права.
Общеправовые |
|
| Межотраслевые | |
| Принципы права |
| ||
Отраслевые |
|
| Принципы правовых институтов | |
|
|
|
Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.
|
| Признаки функций права |
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
| |
вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |
выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление основных задач | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |
представляют собой направления активного воздействия | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |
отличаются постоянством, длительностью действия | ||||||||
|
| |||||||
подвержены эволюции |
|
| Виды функций права |
|
| |||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| собственно-юридические |
| общесоциальные | ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
охранительная |
| регулятивная |
| экономическая | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
| статическая |
|
| динамическая |
| политическая | |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
| воспитательная и др. |
Норма права – правило поведения, регулирующее общественно-значимые отношения, исходящее от субъектов правотворчества, общеобязательное, формально-определенное, структурно-организованное, обладающее качеством микросистемности, обеспеченное возможностью государственного принуждения, имеющее предоставительно-обязывающий характер, выражающее государственную волю.
| Признаки нормы права |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
является разновидностью социальных норм | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
является государственно-властным велением | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
принимается субъектами правотворчества | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
обеспечивается государственным принуждением | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
обладает формальной определенностью | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
имеет выраженную структуру | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
носит общеобязательный характер | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
регулирует общественно-значимые отношения |
| Гипотеза |
| Диспозиция |
| Санкция |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| Идеальная структура (логическая норма) |
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
Структура нормы права |
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
| Реальная структура (норма предписание) |
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Охранительная норма |
| Регулятивная норма | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Гипотеза (Диспозиция) |
| Гипотеза |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
Санкция |
| Диспозиция |
|
|
| Способы изложения нормы права |
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||
ссылочный |
| прямой |
| бланкетный |
Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать правовая норма.
Виды гипотез |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
| абстрактные – использована обобщающая формулировка | |||||||||||||
по форме выражения | |||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| казуистические – перечислены обстоятельства действия нормы | |||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| простые – содержат одно условие действия нормы | ||||||||||||
|
по строению
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
сложные – содержат два и более условий действия нормы | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| альтернативные – содержат несколько условий действия нормы, одного из которых достаточно для ее действия | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
| положительные – указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы | |||||||||||||
по наличию или отсутствию юридических фактов | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| отрицательные – указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы | ||||||||||||||
|
Диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
Виды диспозиций |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
| простые – называют вариант поведения, но не раскрывают его | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| по способу изложения | описательные – описывают все существенные признаки поведения | |||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
ссылочные – не содержат правила поведения, а для ознакомления с ним отсылают к другой норме | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| бланкетные – не содержат правило поведения, а для ознакомления с ним отсылают к «бланку» (правилам, инструкциям, положениям) | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| простые – содержат одно правило поведения | ||||||||||||
| по составу |
|
|
|
|
|
| ||||||||
сложные – содержат два и более обязательных правила поведения | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| альтернативные – содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права | |||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| абстрактные – использована обобщающая формулировка правила поведения | |||||||||||||
по форме выражения | |||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
|
| казуистические – перечислены конкретные правила поведения применительно к соответствующим условиям действия нормы | |||||||||||||
|
Санкция – часть нормы права, содержащая указания на последствия, являющиеся результатом действия нормы.
Виды санкций |
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| уголовно-правовые | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| по отраслям права | административно-правовые | |||||||
|
|
|
|
| |||||
|
| гражданско-правовые | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| дисциплинарные | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| простые – содержат одно последствие действия нормы | ||||||
| по объему |
|
|
|
|
|
| ||
сложные – содержат два и более последствия действия нормы | |||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| альтернативные – содержат несколько последствий действия нормы | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| абсолютно определенные – точно определен вид и размер наказания (поощрения) | |||||||
по степени определенности | |||||||||
|
|
|
|
| |||||
|
| относительно определенные – точно определен вид наказания (поощрения), а границы последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального | |||||||
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| карательные | |||||||
| по характеру реакции государства |
|
| ||||||
правовосстановительные | |||||||||
|
|
| |||||||
|
|
| поощрительные |
Виды правовых норм |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| по функциям права | регулятивные | |||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| охранительные | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| нормы конституционного права | ||||||||||||
| по отраслям права |
|
|
|
|
|
| ||||||||
нормы уголовного права | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| нормы гражданского права и т.д. | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| по методу регулирования | императивные | |||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| диспозитивные | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| управомочивающие | ||||||||||||
| по характеру предписаний |
|
|
|
|
|
| ||||||||
обязывающие | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| запрещающие | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| по сфере действия | нормы общего действия | |||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| специальные | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| по значению | исходные (отправные) | |||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| нормы – правила поведения |
Управомочивающие нормы – наделяют субъективными правами, предоставляют индивидуальные возможности.
Обязывающие нормы – устанавливают активные юридические обязанности.
Запрещающие нормы – устанавливают пассивные юридические обязанности (запреты).
Система права – внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли, правовые институты (ПИ) и субинституты (СубИ) в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
|
|
|
|
|
| Система права |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отрасль |
| отрасль |
| отрасль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| под-отрасль |
|
| под- отрасль |
| под-отрасль |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПИ |
| ПИ |
|
| ПИ |
| ПИ |
| ПИ |
|
| ПИ |
| ПИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| СубИ |
| СубИ |
|
|
|
|
| СубИ |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нормы права |
Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.
Критерии деления права на отрасли |
|
Предмет правового регулирования (однородные общественные отношения) |
| Метод правового регулирования (совокупность приемов, способов правового воздействия) |
Подотрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих более узкие группы общественных отношений, составляющих часть отношений, регулируемых отраслью права.
Правовой институт – небольшая совокупность правовых норм, регулирующих обособленную группу качественно однородных общественных отношений.
|
| Черты правового института |
|
| |||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||
нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых отношений |
| нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны |
| его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, юридических конструкций | |||||||||||||
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга |
| закрепляется институт права, как правило, в отдельном нормативном правовом акте или в каком-либо разделе нормативного правового акта |
| |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
Виды правовых институтов |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
| по сфере распространения | отраслевые | ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| межотраслевые | ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
| по функциям права | регулятивные | ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| охранительные | ||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||||
| по характеру норм | материальные | ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||
|
| процессуальные | ||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||||
|
по способу обособления юридических норм | предметные | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
функциональные (обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции, касающейся многих разновидностей данных отношений |
|
| в идеальном смысле (совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание) |
|
| |||||||
|
| |
|
|
| ||||||
в материальном смысле (материальные условия жизни общества) |
Источник права | в формально-юридическом смысле (форма выражения правовых норм) | |||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| в познавательном смысле (памятники права, древние тексты) |
|
|
|
|
| Нормативные правовые акты |
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Юридический прецедент |
Виды источников права (в формально-юридическом смысле) | Судебная практика | ||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
Правовой обычай | Нормативный договор | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| Религиозные тексты |
| Правовая доктрина |
| ||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
| Правосознание |
| Общие принципы права |
|
Нормативный правовой акт – это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и ставшее традицией.
Юридический прецедент - это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем, содержащую норму права, сформулированную в казуистической форме.
Нормативный договор - это соглашение, содержащее нормы права, заключаемое на добровольной основе, выступающее базой (основой) для принятия последующих правовых актов и юридических решений.
Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в религиозных текстах, имеющие общеобязательный характер и санкционированные как авторитетом той или иной церкви, так и возможностью государственного принуждения.
Правовая доктрина (наука) – правила поведения, содержащиеся в научных трактатах, которым придана юридическая сила, и на которые можно ссылаться в обоснование своего мнения как на текст нормативного акта.
Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых лица, уполномоченные осуществлять применение права, принимают решения по конкретным юридическим делам.
Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые принято ссылаться при отсутствии соответствующей нормы права в иных источниках права (см. аналогию права).
| Признаки нормативного правового акта |
| |||||
|
|
|
|
|
|
| |
имеет наибольшее распространение среди источников права в правовых системах романо-германской правовой семьи | |||||||
|
|
|
|
|
|
| |
исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией | |||||||
|
|
|
|
|
|
| |
принимается в установленном процедурном порядке | |||||||
|
|
|
|
|
|
| |
имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия | |||||||
|
|
|
|
|
| ||
может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей |
|
| Нормативные правовые акты |
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
| Законы |
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| Постановления Правительства |
| Акты министерств и ведомств |
| Указы Президента
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
| Акты органов исполнительной власти субъектов федерации |
| Локальные нормативно-правовые акты |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
| Виды законов |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Конституция | ||||||
| по юридической силе |
|
|
|
|
| |||
| федеральные конституционные | ||||||||
|
|
|
|
| |||||
| федеральные | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| субъектов федерации | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| постоянные | ||||||
| по времени действия |
|
|
|
|
| |||
временные | |||||||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
| чрезвычайные | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| общего действия | |||||||
по кругу лиц | |||||||||
|
|
|
|
| |||||
| специальные | ||||||||
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| действующие на территории всей России | |||||||
по сфере действия | |||||||||
|
|
|
|
| |||||
| действующие на определенной части территории России | ||||||||
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Конституция | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| по форме | Основы законодательства | |||||||
|
|
|
|
| |||||
| Кодекс | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Закон | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| отраслевые | |||||||
по отраслевой принадлежности | |||||||||
|
|
|
|
|
| ||||
межотраслевые | |||||||||
|
|
|
|
|
| лица, обладающие иммунитетом | ||||||||||||||
| экстерриториальное действие |
|
|
|
|
| |||||||||||||
| лица без гражданства |
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
| иностранные граждане |
| |||||||||||||
| в пределах территории государства |
|
|
|
|
| |||||||||||||
| граждане |
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
в пространстве | Действие нормативных правовых актов |
| по кругу лиц | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
| во времени |
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
вступление в юридическую силу |
| утрата юридической силы | |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
с даты подписания (регистрации, утверждения) |
|
прямая отмена |
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
с момента доведения до сведения исполнителей |
| фактическая отмена |
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
с момента, установленного в самом акте |
| истечение срока действия |
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
по истечении определенного срока с момента опубликования |
| изменение обстоятельств |
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
с возникновением определенных обстоятельств |
|
|
|
|
|
Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение действия норм данного закона на правоотношения, возникшие до введение его в действие.
Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия закона после его отмены в отношении правоотношений, возникших до момента отмены закона.
Правотворчество – вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права.
| Законность |
| Демократизм |
| ||||||||
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
Гласность |
|
Принципы правотворчества |
Профессионализм | |||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
| ||||||||
|
Научность, в т.ч. планирование |
| Строгая дифференциация правотворческих полномочий |
|
|
|
| Стадии правотворческого процесса |
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
Подготовка |
| Принятие | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
инициатива о подготовке проекта |
| внесение проекта на рассмотрение |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
подготовка проекта |
| обсуждение проекта |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
обсуждение проекта |
| голосование проекта |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
согласование проекта |
| подписание акта |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
доработка проекта |
| опубликование (обнародование) акта |
|
Правовые отношения – индивидуализированные общественные отношения, урегулированные нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей, обеспеченных возможностью государственного принуждения.
|
| Признаки правовых отношений |
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
разновидность общественных отношений |
| носят волевой характер |
| возникают на основе правовых норм
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
| характеризуются наличием у сторон субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей |
|
| реализация правоотношений обеспечивается возможностью государственного принуждения |
|
| социальные предпосылки – фактические отношения и связи, возникающие в обществе и объективно требующие правового закрепления |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
| Предпосылки возникновения правовых отношений |
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| юридические предпосылки – совокупность условий, без которых правовые отношения не могут возникнуть |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
норма права |
| правосубъектность |
| юридический факт | ||||||||
|
|
| ||||||||||
правоспособность |
| дееспособность |
| деликтоспособность |
| Виды правовых отношений |
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
| общие | |||||||||||
| по способу индивидуализации субъектов | ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||
определенные (конкретные) | относительно определенные | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
| абсолютно определенные | |||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
| регулятивные | |||||||||||||
по функциям права | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
| охранительные | |||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
| конституционно-правовые | ||||||||||||
| по отраслям |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
гражданско-правовые | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| уголовно-правовые и др. | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
| односторонние | ||||||||||||
| по количеству прав и обязанностей |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
двусторонние | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| многосторонние | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
| активные | |||||||||||||
по характеру поведения субъектов | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
| пассивные | |||||||||||||
|
|
| Состав правоотношения |
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
объекты |
| содержание |
| субъекты | ||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
| субъективные права |
| юридические обязанности |
| ||||||||||||||||||
|
| монистический (один объект – поведение человека) |
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
| Основные подходы к понятию объектов правовых отношений |
| ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
| комплексный (разнообразные объекты) |
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
предметы материального мира (вещи) |
| продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, кино) |
| Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация) | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| поведение участников правоотношений |
| результаты поведения участников правоотношений |
|
| Виды субъектов правоотношений |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
индивидуальные |
| коллективные | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
граждане |
| государство | государственные органы | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
иностранцы |
| национально-государственные образования | муниципальные образования | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
лица без гражданства (апатриды) |
| некоммерческие организации (юридические лица) | органы местного самоуправления | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
лица с двойным гражданством (бипатриды) |
| коммерческие организации (юридические лица) | трудовые коллективы и др. | |||||||||||||||||||||||||||||
| Организационная самостоятельность (наличие самостоятельных органов управления, руководства) |
| Экономическая обособленность (наличие обособленного имущества в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении) |
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
способность самостоятельно представлять свои интересы, быть истцом (ответчиком) в суде
|
|
Признаки юридического лица |
| способность отвечать по своим долгам принадлежащим ему имуществом
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Наличие наименования, расчетного счета, юридического адреса, других официальных реквизитов |
| Способность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности |
|
|
| Содержание правоотношения |
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Субъективное юридическое право |
| Субъективная юридическая обязанность | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
возможность вести себя определенным образом |
| необходимость вести себя определенным образом |
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
мера возможного поведения (правомочие) |
| мера должного поведения |
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
право требования |
| удовлетворение интересов управомоченного |
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
право притязание |
| наступление юридической ответственности |
|
Юридические факты – реальные жизненные события, с наступлением которых правовые нормы связывают наступление, изменение либо прекращение правоотношений.
| Классификация юридических фактов |
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| правообразующие | ||||||||||||||||
| по последствиям |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
правоизменяющие | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
| правопрекращающие | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| по характеру | правомерные | |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
| неправомерные | |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
| по структуре | простые | |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
| сложные (юридический состав) | |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| абсолютные
| ||||||||||||||
события | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| по связи с волей субъекта |
|
| относительные
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
| бездействия | |||||||||||||||||
деяния | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
| действия | ||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| состояния
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
по форме проявления | положительные | ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| отрицательные |
Юридический (фактический) состав – совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношения.
Виды фактических составов |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| правообразующие | ||||||||||||
| по последствиям |
|
|
|
|
|
| ||||||||
правоизменяющие | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| правопрекращающие | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
| завершенные – процесс накопления закончен | |||||||||||||
по процессу накопления фактов | |||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||
|
| незавершенные – процесс накопления не закончен | |||||||||||||
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| составы с независимым (очередность) накоплением элементов (простые составы) | ||||||||||||
| по способу накопления фактов |
|
|
|
|
|
| ||||||||
составы с последовательным накоплением элементов (сложные составы) | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| составы, в которых часть элементов может возникать независимо, а часть – последовательно (смешанные составы) |
Абсолютные события – естественные природные явления, которым придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное воздействие на общественные отношения (стихийные бедствия – землетрясения, наводнения, удары молнии, смерчи и др.)
Относительные события – события, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц.
| Юридические поступки |
| Объективно противоправные акты поведения |
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
Правомерные |
| Классификация юридических актов действий |
Неправомерные | ||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
| Юридические акты |
| Правонарушения |
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
Админист- ративные акты |
|
Сделки |
| Право-нарушения |
| Преступ-ления | |||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Админист-ративно-правовые |
| Дисцип-линарные |
| Граждан-скопра-вовые |
|
Юридические акты – действия, совершенные с намерением породить юридические последствия.
Юридические поступки – действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, которые возникают в силу закона.
Объективно противоправные акты поведения – действия, выражающиеся в невиновном причинении вреда, нарушении субъективных прав участников правоотношения.
Правовая презумпция – подтвержденное предшествующим жизненным опытом и закрепленное в последующем в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических факторов, которое основано на связи предполагаемых и наличных фактов.
|
|
| Презумпции в праве |
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
по возможности опровержения | по сфере действия |
| по роли в правовом регулировании | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
опровержимые | общеправовые |
| материальные |
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
неопровержимые | межотраслевые |
| процессуальные |
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| отраслевые |
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| правовых институтов |
|
|
|
|
|
|
Реализация правовых норм - воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение.
| Формы реализации права |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Непосредственная реализация права |
| Правоприменение | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| Исполь-зование |
| Исполнение |
| Соблюдение |
|
|
|
| Законность |
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
Обоснован-ность | Принципы правоприменения |
| Целесооб-разность | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
| Справедливость |
| Эффективность |
|
Творческая деятельность | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Организующая деятельность |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Завершается вынесением актов применения права |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Признаки правоприменения, отличающие его от других форм реализации права |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Властная деятельность компетентных государственных органов | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Состоит в индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Осуществляется в специально установленных законом формах (процессуальная форма) |
|
| когда субъективные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без помощи государства |
|
| |||||||
|
| |
|
|
| ||||||
в случае совершения правонарушения | Необходимость правоприменения возникает | при наличии спора о праве | |||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей |
|
|
|
| Функции применения права |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
право-наделительная |
| индивидуального регулирования общественных отношений |
| право-обеспечительная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Стадии применения права |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение юридически значимых фактов |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| I. Установление и анализ фактических обстоятельств дела |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор и процессуальное закрепление |
|
| Выбор нормы права | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследование на предмет достаточности и достоверности |
|
| Проверка правильности текста нормативного правового акта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка с точки зрения истинности |
|
II. Юридическая квалификация дела | Проверка подлинности нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка проекта правоприменительного акта | Уяснение смысла и содержания нормы (осуществление толкования) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка |
| III. Вынесение правоприменительного решения | Устранение коллизий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принятие право-применитель- ного акта | Преодоление пробелов в праве | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доведение до адресата |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Структура правоприменительного акта |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вводная часть | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описательная (соответствует I стадии) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивировочная (соответствует II стадии) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резолютивная часть (соответствует III стадии) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Признаки актов применения права |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Носят государственно-властный характер |
| Принимаются компетентными органами или должностными лицами |
| Индивидуализируют нормы права | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Имеют, как правило, документарную форму |
| Являются юридическими фактами |
|
Виды актов применения права |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| запрещающие | ||||||||||||
| по характеру решения |
|
|
|
|
|
| ||||||||
обязывающие | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| управомочивающие | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| правонаделительные | ||||||||||||
| по функциям |
|
|
|
|
|
| ||||||||
правообеспечительные | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| акты – регламентаторы | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| акты – документы | ||||||||||||
| по способу выражения |
|
|
|
|
|
| ||||||||
акты – действия | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
| акты – символы | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
| приказы | ||||||||||||
|
|
| постановления | ||||||||||||
|
|
| указания | ||||||||||||
| по наименованию | представления | |||||||||||||
| резолюции | ||||||||||||||
указы Президента о награждении, о помиловании | |||||||||||||||
|
| протоколы | |||||||||||||
|
|
|
| решения | |||||||||||
|
|
|
| предписания | |||||||||||
|
|
|
| приговоры и т.д. |
|
|
| Виды толкования (по субъектам) |
|
|
| |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
| официальное |
| неофициальное |
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||
казуальное |
| норма- тивное |
| доктриналь-ное |
| профессио- нальное | |||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
аутентичное |
| легальное |
|
| обыденное |
| |||||||||||||||||||||||
|
| Черты актов официального толкования |
|
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих норм |
| имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы |
| содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие нормы | |||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
| обладают качеством общеобязательности |
| адресуются правоприменителю |
|
Правосознание есть форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.
|
| Структура правосознания |
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идеи, категории, понятия, принципы) |
| Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады) |
| Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности) |
| Виды правосознания |
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| индивидуальное | ||||||
| по носителю |
|
|
|
|
|
|
| ||
| групповое | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| массовое (общественное) | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обыденное | ||||||
|
по уровню |
|
|
|
|
|
|
| ||
| профессиональное (специализированное) | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| научное (теоретическое) | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ретроспективное | ||||||
| по направленности |
|
|
|
|
|
|
| ||
| адекватное | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| перспективное |
Правовая культура (в широком смысле слова) - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.
Правовая культура (в узком смысле слова) - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.
| Правовая культура | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в широком понимании |
| в узком понимании |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
право |
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правосознание |
| правовые принципы |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правовые учреждения |
| реализация права |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правоотношения |
| законность |
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
правоприменение |
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
уровень законодательной деятельности |
|
|
|
|
|
|
| Правовая культура |
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| индивидуальная | ||||||
| по субъектному составу |
|
|
|
|
|
|
| ||
| групповая | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| массовая | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| обыденная | ||||||
|
по уровню |
|
|
|
|
|
|
| ||
| профессиональная
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| теоретическая | |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правомерное поведение - следование праву в целях достижения социально полезного результата, соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.
Социально-активное поведение |
| Привычное поведение | ||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||
|
| Типы правомерного поведения |
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Социально-пассивное поведение (конформистское) |
| Маргинальное (пограничное) |
Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица.
Признаки правонарушения |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выражается в форме деяния (действия, если нарушаются правовые запреты, или бездействия, если не исполняются юридические обязанности) | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
противоправность – противоречие нормам права, не соблюдение правовых норм в любой форме | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
виновность – психическое отношение субъекта к совершенному преступлению | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
общественная опасность – в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наказуемость – за совершение любого правонарушения предусматривается юридическая ответственность |
общий |
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
родовой |
| возраст | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
непосредственный |
| вменяемость |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Объект |
| Субъект |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
| Состав правонарушения | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Объективная сторона | Субъективная сторона |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Основные элементы | Основной элемент – вина (ее формы) |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| деяние | прямой умысел |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| вредоносный результат | косвенный умысел |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| причинно-следственная связь между ними | самонадеянность (легкомыслие) |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| небрежность |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Факультативные элементы | Факультативные элементы |
| ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| место | мотив |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| время | цель |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| способ |
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| обстановка |
|
|
|
|
|
|
Преступление – предусмотренное уголовным законом общественно-опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй государства, его политическую и экономическую системы, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, все формы собственности, а также на установленный правопорядок.
|
| Основные подходы к понятию юридической ответственности |
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Позитивная ответственность |
| Ретроспективная ответственность |
Позитивная юридическая ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.
Ретроспективная юридическая ответственность есть исполнение правонарушителем обязанностей на основе государственного принуждения, правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть в предусмотренной законом форме неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение.
|
| является одним из видов государственного принуждения |
|
| |||||||||||||
|
|
|
Юридическая ответственность
|
|
|
|
| ||||||||||
наступает за совершенное правонарушение |
|
| связана с государственным осуждением | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера |
|
|
Защита правопорядка |
| Воспитание граждан в духе уважения к закону | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| Цели юридической ответственности |
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Восстановление социальной справедливости |
| Предупреждение совершения новых правонарушений |
Принципы юридической ответственности |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принцип законности (соблюдение и исполнение законов в процессе возложения ответственности) | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принцип ответственности за свои поступки, а не за мысли | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принцип справедливости (наказание должно быть соразмерно содеянному) | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принцип целесообразности (соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности) | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принцип неотвратимости (каждое правонарушение должно неминуемо влечь ответственность виновного лица) | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принцип гуманизма (гуманное отношение к правонарушителю, уважение его достоинства) | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принцип ответственности только за виновные деяния | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принцип своевременности (ответственность за правонарушение должна наступать максимально быстро) |
| штрафная (карательная) (является средством наказания правонарушителя) |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||
| Функции юридической ответственности |
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||
воспитательная (формирует у субъектов права уважительное отношение к праву) |
| компенсационная (проявляется в возмещении (компенсации) имущественных прав потерпевшей стороны | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
| превентивная (является средством предупреждения правонарушений) |
|
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
недостижение установленного законом возраста | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
невменяемость | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
необходимая оборона – защита гражданином своих прав, а также прав и законных интересов других лиц от преступных посягательств | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
объективно-противоправное деяние (казус), т.е. деяние совершенное без вины | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
физическое или психическое принуждение | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обоснованный риск | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исполнение приказа или распоряжения |
Основания освобождения от юридической ответственности |
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего безупречного поведения и добросовестного отношения к труду | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
амнистия | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
помилование | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
истечение сроков давности | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
деятельное раскаяние | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда |
дозволение |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
обязывание |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
запрещение |
| императивный | ||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
рекомендование |
| диспозиивный |
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
Способы правового регулирования |
| Методы правового регулирования |
| |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
| Типы правового регулирования |
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||
общедозволи-тельный |
| дозволительно-обязывающий |
| разрешительный |
- Министерство образования и науки российской федерации
- 1. Цели и задачи освоения дисциплины «Теория государства и права»
- 2. Место теории государства и права в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения теории государства и права.
- 4. Структура и содержание дисциплины
- 4.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом Для очной формы обучения
- Для заочной формы обучения
- 4.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
- 4.3. Содержание дисциплины Теория государства и права
- Раздел 1.
- Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Происхождение государства и права.
- Тема 3. Типология государства и права
- Раздел 2. Теория права
- Тема 4. Понятие, сущность, принципы и функции права
- Тема 5. Право в системе нормативного регулирования
- Тема 6. Норма права
- Тема 7. Система права
- Тема 8. Источники (формы) права
- Тема 9. Правотворчество Систематизация законодательства. Юридическая техника
- Тема 10. Правовые отношения
- Тема 11. Реализация права
- Тема 12. Толкование права
- Тема 13. Юридический процесс и юридическая практика
- Тема 14. Механизм правового регулирования
- Тема 15. Правосознание и правовая культура
- Тема 16. Правомерное поведение и правонарушение
- Тема 17. Юридическая ответственность
- Тема 18. Современные правовые системы (семьи)
- Тема 19. Российская правовая система
- Раздел 3. Теория государства
- Тема 20. Понятие и сущность государства.
- Тема 21. Форма государства
- Тема 22. Функции государства
- Тема 23. Механизм государства
- Тема 24. Государство в политической системе общества
- Раздел 4. Личность, общество, государство и право
- Тема 25. Гражданское общество, государство и право
- Тема 26. Правовое и социальное государство
- Тема 27. Законность и правопорядок
- Тема 28. Права и свободы человека и гражданина
- 5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- 5.1. Оценочные средства для входящего контроля
- 5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
- 5.3. Учебно-методические указания по подготовке к семинарам
- 5.4. Оценочные средства текущего контроля
- 6. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины «Теория государства и права»
- 7. Учебно-методические материалы:
- 7.1. Планы семинарских занятий
- Тема 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина (2часа)
- Тема 2. Происхождение государства и права (2часа)
- Тема 3. Типология государства и права (2часа)
- Тема 4. Понятие, сущность, принципы и функции права (4часа)
- Тема 5. Право в системе нормативного регулирования (2 часа)
- Тема 6. Норма права (4 часа)
- Тема 7. Система права (2 часа)
- Тема 8. Источники права (4 часа)
- Тема 9. Правотворчество. Систематизация законодательства. (4 часа)
- Тема 10. Правовые отношения (4 часа)
- Тема 11. Реализация и применение права (2 часа)
- Тема 12. Толкование права (2 часа)
- Тема 13. Юридический процесс и юридическая практика (2 часа)
- Тема 14. Механизм правового регулирования (4 часа)
- Тема 15. Правовое сознание и правовая культура (2 часа)
- Тема 16 и 17. Правомерное поведение и правонарушение (2 часа). Юридическая ответственность (2 часа)
- Тема 18. Правовые системы (семьи) (4 часа)
- Тема 19. Правовая система России (2 часа)
- Тема 20. Понятие и сущность государства (4 часа)
- Тема 21. Форма государства (4 часа)
- Тема 22 и 23. Функции и механизм государства (4 часа)
- Тема 24. Государство в политической системе общества (4 часа)
- Тема 25 и 26. Гражданское общество, государство и право (2 часа)
- Тема 27. Законность и правопорядок (2 часа)
- Тема 28. Права и свободы человека и гражданина (2 часа)
- 7.2. Подготовка рефератов и докладов
- Методика подготовки рефератов
- 7.3. Написание эссе
- Критерии оценки эссе по теории государства и права
- Примерные темы для эссе:
- 7.4. Выполнение курсовой работы
- 1) Выбор темы, составление плана курсовой работы
- 2) Сбор научной информации по теме, подготовка библиографии, изучение литературы и нормативного материала
- 3) Анализ собранного материала, изложение темы
- 4) Обработка собранного материала в целом и уточнение плана
- 5)Оформление курсовой работы
- 6) Устранение указанных замечаний и защита курсовой работы
- 7) Критерии оценки
- Примерные образцы библиографических описаний
- 1. Библиографическое описание книг и серийных изданий
- 2. Описание авторефератов диссертаций
- 3. Ссылки на статью в журналах
- 4. Редакционное оформление библиографических ссылок
- 5. Внутритекстовые ссылки
- Тематика курсовых работ
- 7.5. Рекомендации по подготовке и сдаче зачета и экзамена
- Вопросы для подготовки к зачету и экзамену по Теории государства и права
- 7.6. Критерии оценки успеваемости и знаний студентов
- 7.7. Контрольный тест по теории государства и права
- Схемы и определения
- Теории происхождения государства
- Цели современного российского государства
- Соотношение видов норм права, форм реализации права, способов и методов правового регулирования