logo
УМК ТГП 2013 ДО бак

Цели современного российского государства

Цели современного российского государства

формирование

гражданского

общества

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

Задачи современного российского

государства

обеспечить переход к рыночным отношениям

гарантировать свободу частного предпринимательства и конкуренции

обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни

создать условия для реализации каждым права быть собственником

провести политическую реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации политической системы

оборона страны

миротворческая

борьба с международным терроризмом

охрана окружающей среды в планетарном масштабе

интеграция в мировую экономику

Функции

государства

внешние

освоение космоса и мирового океана

поддержание торговых и экономических отношений

поддержание дипломатических отношений

охрана правопорядка

внутренние

культурно-духовная

экологическая

идеологическая

экономическая

политическая

взимание налогов

оказание услуг

Формы осуществления функций государства – внешняя характеристика деятельности государства и его органов по осуществлению функций государства.

законодательная

исполнительная

в зависимости от видов органов

судебная

контрольно-надзорная

Формы осуществления функций государства

Правовая форма

в зависимости от однородной по своим внешним признакам деятельности

Неправовая форма

право-творческая

правоис-полнительная

организационно-исполнительная

организационно-хозяйственная

правоох-

ранительная

право-

распоря-дительная

организационно-воспитательная

Методы осуществления функций государства – способы реализации функций государства.

Методы осуществления

функций

государства

рекомендование

согласование

убеждения

принуждения

Типология (классификация) государств – объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства, выступает как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими.

Тип государства - это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой характеризующихся общими сущностными свойствами.

Подходы к

типологии государства

Формационный

Цивилизационный

Формационный подход – типология государств, основанная на понятии общественно-экономической формации, при которой классификация государств осуществляется на основе экономических факторов развития.

Общественно-экономическая формация – определенный этап в развитии общества и государства, характеризующийся соответствующим уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Пятичленная схема

Общественно-экономическая формация

Способ

производства

Тип государства

родоплеменная

первобытнообщинный

рабовладельческая

рабовладельческий

рабовладельческое

феодальная

феодальный

феодальное

капиталистическая

капиталистический

буржуазное

коммунистическая

социалистический

социалистическое

коммунистический

Шестичленная схема

Общественно-экономическая формация

Способ

производства

Тип государства

родоплеменная

первобытнообщинный

азиатская

азиатский

древневосточная деспотия

рабовладельческая

рабовладельческий

рабовладельческое

феодальная

феодальный

феодальное

капиталистическая

капиталистический

буржуазное

коммунистическая

социалистический

социалистическое

коммунистический

Трехчленная схема

Общественно-экономическая формация

(макроформация)

Способ

производства

Тип государства

первичная

(архаическая)

первобытнообщинный

вторичная

(экономическая)

азиатский

древневосточная деспотия

античный

античное

(рабовладельческое)

феодальный

феодальное

буржуазный

буржуазное

третичная

(коммунистическая)

социалистический

социалистическое

коммунистический

Цивилизационный подход – типология государств, основанная на понятии цивилизации, при которой классификация государств осуществляется с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

Правовое государство – государство, ограниченное в своей деятельности требованиями права, государство, создающее условия для подлинного народовластия, реализации прав, свобод и обязанностей личности, ограничения всяческого произвола.

взаимная ответственность государства и личности

наличие эффективных форм контроля за реализацией

законов

господство право-

вого закона во всех сферах жизни

связанность правом

государства и его органов

незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность

единство прав и обязанностей гражданина

Принципы правового

государства

наличие развитого гражданского общества

разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов

соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права

правовая организация системы органов государственной власти

высокий уровень

правосознания

возвышение суда

Гражданское общество – негосударственная общность людей, объединен­ных по различным признакам в определенные формирования и действующих в целях удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо их объединений и каждо­го отдельного индивида.

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

самоуправляемость и демократия как формы осуществления государственной власти

свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм

многоукладность экономики

Принципы гражданского общества

доступность информации

конкуренция образующих его структур

правовое государство

легитимность и демократический характер власти

организация жизнедеятельности составляющих его структур на основании принципа координации с использованием всех социальных норм

целенаправленная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

Норма – естественное состояние природного или технического объекта либо знания о таком состоянии (естественные нормы), сформулированное на основе знания о естественном состоянии того или иного объекта правило поведения (технические и технико-социальные нормы), правила поведения в обществе индивидов, социальных групп, их представителей (социальные нормы).

Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических норм, регламентирующих их взаимоотношения с природой.

Нормы -

обычаи

Нормы нравственности

Политические

нормы

Нормы морали

Правовые

нормы

Религиозные нормы

Эстетические нормы

Нормы этикета

Корпоративные нормы

Нормы морали – правила поведения, создаваемые обществом в целом либо отдельной социальной группой или коллективом, касающиеся разнообразного общественно значимого поведения индивида, а также различных вопросов его индивидуальной жизнедеятельности, существующие в общественном сознании, не имеющие текстуального выражения и обеспечиваемые силой общественного мнения.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) – правила поведения, создаваемые общественными организациями, регулирующие вопросы их жизнедеятельности, содержащиеся в уставах, положениях, учредительных договорах и иных решениях общественных организаций, имеющих нормативный характер, и обеспечиваемые самими общественными организациями.

Обычаи - правила поведения, складывающиеся в определенной общественной среде, передающиеся из поколения в поколение, выступающие естественной жизненной потребностью людей и в результате многократного повторения становящиеся привычными для них, что и является способом обеспечения их действия.

Религиозные нормы – правила поведения, создаваемые основателями религиозных учений в результате божественного откровения либо церковными организациями в процессе своей деятельности, содержащиеся в священных книгах, а также в форме обычаев, ритуалов, направленные на регулирование отношений между верующими, верующими и религиозной организацией, а также между верующими и Богом.

Правовые нормы – правила поведения, регулирующие наиболее значимые общественные отношения, создаваемые государством в лице специально уполномоченных органов либо обществом непосредственно, содержащиеся в официальных источниках и обеспечиваемые возможностью государственного принуждения.

Критерии сопоставления социальных норм

Сфера регулирования

Способ формирования

Форма выражения

Способ обеспечения

Теологическая

Теория

естественных прав человека

Нормативистская

Теории

правопонимания

Классовая

Психологическая

Социологическая

Историческая школа права

Интегративная

(современная)

Признаки права – основные черты, свойственные праву и позволяющие определить его сущность.

Обеспе-

ченность государственным принуждением

Формальная определенность

Систем-ность

Норма-тивность

Признаки права

Волевой характер

Общеобяза-тельность

Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие функционирование права.

Общеправовые

Межотраслевые

Принципы права

Отраслевые

Принципы правовых институтов

Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Признаки функций права

вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе

выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление основных задач

представляют собой направления активного воздействия

отличаются постоянством, длительностью действия

подвержены эволюции

Виды функций права

собственно-юридические

общесоциальные

охранительная

регулятивная

экономическая

статическая

динамическая

политическая

воспитательная и др.

Норма права – правило поведения, регулирующее общественно-значимые отношения, исходящее от субъектов правотворчества, общеобязательное, формально-определенное, структурно-организованное, обладающее качеством микросистемности, обеспеченное возможностью государственного принуждения, имеющее предоставительно-обязывающий характер, выражающее государственную волю.

Признаки нормы права

является разновидностью социальных норм

является государственно-властным велением

принимается субъектами правотворчества

обеспечивается государственным принуждением

обладает формальной определенностью

имеет выраженную структуру

носит общеобязательный характер

регулирует общественно-значимые отношения

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

Идеальная структура

(логическая норма)

Структура нормы права

Реальная структура

(норма предписание)

Охранительная

норма

Регулятивная

норма

Гипотеза

(Диспозиция)

Гипотеза

Санкция

Диспозиция

Способы изложения нормы права

ссылочный

прямой

бланкетный

Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать правовая норма.

Виды гипотез

абстрактные – использована обобщающая формулировка

по форме

выражения

казуистические – перечислены обстоятельства действия нормы

простые – содержат одно условие действия нормы

по строению

сложные – содержат два и более условий действия нормы

альтернативные – содержат несколько условий действия нормы, одного из которых достаточно для ее действия

положительные – указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы

по наличию или отсутствию юридических фактов

отрицательные – указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы

Диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.

Виды диспозиций

простые – называют вариант поведения, но не раскрывают его

по способу изложения

описательные – описывают все существенные признаки поведения

ссылочные – не содержат правила поведения, а для ознакомления с ним отсылают к другой норме

бланкетные – не содержат правило поведения, а для ознакомления с ним отсылают к «бланку» (правилам, инструкциям, положениям)

простые – содержат одно правило поведения

по составу

сложные – содержат два и более обязательных правила поведения

альтернативные – содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права

абстрактные – использована обобщающая формулировка правила поведения

по форме выражения

казуистические – перечислены конкретные правила поведения применительно к соответствующим условиям действия нормы

Санкция – часть нормы права, содержащая указания на последствия, являющиеся результатом действия нормы.

Виды санкций

уголовно-правовые

по отраслям права

административно-правовые

гражданско-правовые

дисциплинарные

простые – содержат одно последствие действия нормы

по объему

сложные – содержат два и более последствия действия нормы

альтернативные – содержат несколько последствий действия нормы

абсолютно определенные – точно определен вид и размер наказания (поощрения)

по степени определенности

относительно определенные – точно определен вид наказания (поощрения), а границы последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального

карательные

по характеру реакции государства

правовосстановительные

поощрительные

Виды правовых норм

по функциям права

регулятивные

охранительные

нормы конституционного права

по отраслям права

нормы уголовного права

нормы гражданского права и т.д.

по методу регулирования

императивные

диспозитивные

управомочивающие

по характеру предписаний

обязывающие

запрещающие

по сфере действия

нормы общего действия

специальные

по значению

исходные (отправные)

нормы – правила поведения

Управомочивающие нормы – наделяют субъективными правами, предоставляют индивидуальные возможности.

Обязывающие нормы – устанавливают активные юридические обязанности.

Запрещающие нормы – устанавливают пассивные юридические обязанности (запреты).

Система права – внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли, правовые институты (ПИ) и субинституты (СубИ) в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Система права

отрасль

отрасль

отрасль

под-отрасль

под-

отрасль

под-отрасль

ПИ

ПИ

ПИ

ПИ

ПИ

ПИ

ПИ

СубИ

СубИ

СубИ

Нормы права

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

Критерии деления права

на отрасли

Предмет правового

регулирования

(однородные общественные отношения)

Метод правового

регулирования

(совокупность приемов, способов правового воздействия)

Подотрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих более узкие группы общественных отношений, составляющих часть отношений, регулируемых отраслью права.

Правовой институт – небольшая совокупность правовых норм, регулирую­щих обособленную группу качественно однородных общественных отношений.

Черты правового института

нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых отношений

нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны

его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, юридических конструкций

нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга

закрепляется институт права, как правило, в отдельном нормативном правовом акте или в каком-либо разделе нормативного правового акта

Виды правовых институтов

по сфере распространения

отраслевые

межотраслевые

по функциям права

регулятивные

охранительные

по характеру норм

материальные

процессуальные

по способу обособления юридических норм

предметные

функциональные

(обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции, касающейся многих разновидностей данных отношений

в идеальном

смысле

(совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание)

в материальном смысле

(материальные условия жизни общества)

Источник

права

в формально-юридическом смысле

(форма выражения правовых норм)

в познавательном смысле

(памятники права, древние тексты)

Нормативные правовые акты

Юридический прецедент

Виды источников права

(в формально-юридическом смысле)

Судебная практика

Правовой

обычай

Нормативный

договор

Религиозные тексты

Правовая доктрина

Правосознание

Общие принципы права

Нормативный правовой акт – это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и ставшее традицией.

Юридический прецедент - это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем, содержащую норму права, сформулированную в казуистической форме.

Нормативный договор - это соглашение, содержащее нормы права, заключаемое на добровольной основе, выступающее базой (основой) для принятия последующих правовых актов и юридических решений.

Религиозные нормы – правила поведения, содержащиеся в религиозных текстах, имеющие общеобязательный характер и санкционированные как авторитетом той или иной церкви, так и возможностью государственного принуждения.

Правовая доктрина (наука) – правила поведения, содержащиеся в научных трактатах, которым придана юридическая сила, и на которые можно ссылаться в обоснование своего мнения как на текст нормативного акта.

Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых лица, уполномоченные осуществлять применение права, принимают решения по конкретным юридическим делам.

Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые принято ссылаться при отсутствии соответствующей нормы права в иных источниках права (см. аналогию права).

Признаки нормативного правового акта

имеет наибольшее распространение среди источников права в правовых системах романо-германской правовой семьи

исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией

принимается в установленном процедурном порядке

имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия

может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей

Нормативные правовые акты

Законы

Постановления

Правительства

Акты министерств

и ведомств

Указы

Президента

Акты органов исполнительной власти субъектов федерации

Локальные

нормативно-правовые акты

Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов

Конституция

по

юридической силе

федеральные конституционные

федеральные

субъектов федерации

постоянные

по времени действия

временные

чрезвычайные

общего действия

по кругу лиц

специальные

действующие на территории всей России

по сфере действия

действующие на определенной части территории России

Конституция

по форме

Основы законодательства

Кодекс

Закон

отраслевые

по отраслевой принадлежности

межотраслевые

лица, обладающие иммунитетом

экстерриториальное действие

лица без

гражданства

иностранные граждане

в пределах территории государства

граждане

в пространстве

Действие

нормативных правовых актов

по кругу

лиц

во времени

вступление в юридическую силу

утрата юридической силы

с даты подписания (регистрации, утверждения)

прямая отмена

с момента доведения до сведения исполнителей

фактическая отмена

с момента, установленного в самом акте

истечение срока действия

по истечении определенного срока с момента опубликования

изменение обстоятельств

с возникновением определенных обстоятельств

Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение действия норм данного закона на правоотношения, возникшие до введение его в действие.

Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия закона после его отмены в отношении правоотношений, возникших до момента отмены закона.

Правотворчество – вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права.

Законность

Демократизм

Гласность

Принципы правотворчества

Профессионализм

Научность, в т.ч. планирование

Строгая дифференциация правотворческих полномочий

Стадии правотворческого процесса

Подготовка

Принятие

инициатива о

подготовке проекта

внесение проекта на рассмотрение

подготовка проекта

обсуждение проекта

обсуждение проекта

голосование проекта

согласование проекта

подписание акта

доработка проекта

опубликование (обнародование) акта

Правовые отношения – индивидуализированные общественные отношения, урегулированные нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей, обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Признаки правовых отношений

разновидность общественных отношений

носят волевой характер

возникают на основе правовых норм

характеризуются наличием у сторон субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей

реализация правоотношений обеспечивается возможностью государственного принуждения

социальные предпосылки

фактические отношения и связи, возникающие в обществе и объективно требующие правового закрепления

Предпосылки возникновения правовых отношений

юридические предпосылки

совокупность условий, без которых правовые отношения не могут возникнуть

норма права

правосубъектность

юридический факт

правоспособность

дееспособность

деликтоспособность

Виды правовых отношений

общие

по способу индивидуализации субъектов

определенные (конкретные)

относительно определенные

абсолютно определенные

регулятивные

по функциям права

охранительные

конституционно-правовые

по отраслям

гражданско-правовые

уголовно-правовые и др.

односторонние

по количеству прав и обязанностей

двусторонние

многосторонние

активные

по характеру поведения субъектов

пассивные

Состав правоотношения

объекты

содержание

субъекты

субъективные права

юридические обязанности

монистический

(один объект – поведение человека)

Основные подходы к понятию объектов правовых отношений

комплексный

(разнообразные объекты)

предметы материального мира (вещи)

продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, кино)

Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация)

поведение участников правоотношений

результаты поведения участников правоотношений

Виды субъектов правоотношений

индивидуальные

коллективные

граждане

государство

государственные органы

иностранцы

национально-государственные образования

муниципальные образования

лица без гражданства

(апатриды)

некоммерческие организации

(юридические лица)

органы местного самоуправления

лица с двойным гражданством (бипатриды)

коммерческие организации

(юридические лица)

трудовые коллективы и др.

Организационная самостоятельность

(наличие самостоятельных органов управления, руководства)

Экономическая обособленность

(наличие обособленного имущества в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении)

способность самостоятельно представлять свои интересы, быть истцом (ответчиком) в суде

Признаки

юридического

лица

способность отвечать по своим долгам принадлежащим ему имуществом

Наличие наименования, расчетного счета, юридического адреса, других официальных реквизитов

Способность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности

Содержание правоотношения

Субъективное юридическое право

Субъективная юридическая обязанность

возможность вести себя определенным образом

необходимость вести себя определенным образом

мера возможного поведения (правомочие)

мера должного поведения

право требования

удовлетворение интересов управомоченного

право притязание

наступление юридической ответственности

Юридические факты – реальные жизненные события, с наступлением которых правовые нормы связывают наступление, изменение либо прекращение правоотношений.

Классификация юридических фактов

правообразующие

по последствиям

правоизменяющие

правопрекращающие

по характеру

правомерные

неправомерные

по структуре

простые

сложные (юридический состав)

абсолютные

события

по связи с волей субъекта

относительные

бездействия

деяния

действия

состояния

по форме проявления

положительные

отрицательные

Юридический (фактический) состав – совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношения.

Виды фактических составов

правообразующие

по последствиям

правоизменяющие

правопрекращающие

завершенные – процесс накопления закончен

по процессу накопления фактов

незавершенные – процесс накопления не закончен

составы с независимым (очередность) накоплением элементов

(простые составы)

по способу накопления фактов

составы с последовательным накоплением элементов

(сложные составы)

составы, в которых часть элементов может возникать независимо, а часть – последовательно

(смешанные составы)

Абсолютные события – естественные природные явления, которым придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное воздействие на общественные отношения (стихийные бедствия – землетрясения, наводнения, удары молнии, смерчи и др.)

Относительные события – события, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц.

Юридические

поступки

Объективно противоправные акты поведения

Правомерные

Классификация юридических актов действий

Неправомерные

Юридические акты

Правонарушения

Админист-

ративные акты

Сделки

Право-нарушения

Преступ-ления

Админист-ративно-правовые

Дисцип-линарные

Граждан-скопра-вовые

Юридические акты – действия, совершенные с намерением породить юридические последствия.

Юридические поступки – действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, которые возникают в силу закона.

Объективно противоправные акты поведения – действия, выражающиеся в невиновном причинении вреда, нарушении субъективных прав участников правоотношения.

Правовая презумпция – подтвержденное предшествующим жизненным опытом и закрепленное в последующем в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических факторов, которое основано на связи предполагаемых и наличных фактов.

Презумпции в праве

по возможности опровержения

по сфере действия

по роли в правовом регулировании

опровержимые

общеправовые

материальные

неопровержимые

межотраслевые

процессуальные

отраслевые

правовых

институтов

Реализация правовых норм - воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение.

Формы реализации права

Непосредственная реализация права

Правоприменение

Исполь-зование

Исполнение

Соблюдение

Законность

Обоснован-ность

Принципы правоприменения

Целесооб-разность

Справедливость

Эффективность

Творческая деятельность

Организующая деятельность

Завершается вынесением актов применения права

Признаки правоприменения, отличающие его от других форм реализации права

Властная деятельность компетентных государственных органов

Состоит в индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации

Осуществляется в специально установленных законом формах (процессуальная форма)

когда субъективные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без помощи государства

в случае совершения правонарушения

Необходимость правоприменения возникает

при наличии спора о праве

когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей

Функции применения права

право-наделительная

индивидуального регулирования общественных отношений

право-обеспечительная

Стадии применения права

Определение юридически значимых фактов

I.

Установление и анализ фактических обстоятельств дела

Сбор и процессуальное закрепление

Выбор нормы права

Исследование на предмет достаточности и достоверности

Проверка правильности текста нормативного правового акта

Оценка с точки зрения истинности

II.

Юридическая квалификация дела

Проверка подлинности нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц

Подготовка проекта правоприменительного акта

Уяснение смысла и содержания нормы

(осуществление толкования)

Проверка

III.

Вынесение правоприменительного решения

Устранение коллизий

Принятие право-применитель-

ного акта

Преодоление пробелов в праве

Доведение до адресата

Структура правоприменительного акта

Вводная часть

Описательная (соответствует I стадии)

Мотивировочная (соответствует II стадии)

Резолютивная часть (соответствует III стадии)

Признаки актов применения права

Носят государственно-властный характер

Принимаются компетентными органами или должностными лицами

Индивидуализируют нормы права

Имеют, как правило, документарную

форму

Являются юридическими фактами

Виды актов применения права

запрещающие

по характеру решения

обязывающие

управомочивающие

правонаделительные

по функциям

правообеспечительные

акты – регламентаторы

акты – документы

по способу выражения

акты – действия

акты – символы

приказы

постановления

указания

по наименованию

представления

резолюции

указы Президента о награждении,

о помиловании

протоколы

решения

предписания

приговоры и т.д.

Виды толкования

(по субъектам)

официальное

неофициальное

казуальное

норма-

тивное

доктриналь-ное

профессио-

нальное

аутентичное

легальное

обыденное

Черты актов официального толкования

не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих норм

имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы

содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие нормы

обладают качеством общеобязательности

адресуются правоприменителю

Правосознание есть форма общественного сознания, система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни.

Структура правосознания

Правовая

идеология

(теории, концепции, конструкции, идеи, категории, понятия, принципы)

Правовая

психология

(чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады)

Поведенческие элементы

(привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности)

Виды правосознания

индивидуальное

по носителю

групповое

массовое (общественное)

обыденное

по уровню

профессиональное

(специализированное)

научное (теоретическое)

ретроспективное

по направленности

адекватное

перспективное

Правовая культура (в широком смысле слова) - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова) - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура

в широком понимании

в узком понимании

право

правосознание

правовые принципы

правовые учреждения

реализация права

правоотношения

законность

правоприменение

уровень законодательной деятельности

Правовая культура

индивидуальная

по субъектному составу

групповая

массовая

обыденная

по уровню

профессиональная

теоретическая

Правомерное поведение - следование праву в целях достижения социально полезного результата, соответствие поведения предписаниям норм права, т.е. субъективным правам и субъективным юридическим обязанностям, возникающим на их основе.

Социально-активное

поведение

Привычное поведение

Типы правомерного поведения

Социально-пассивное поведение

(конформистское)

Маргинальное

(пограничное)

Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица.

Признаки правонарушения

выражается в форме деяния

(действия, если нарушаются правовые запреты, или бездействия, если не исполняются юридические обязанности)

противоправность – противоречие нормам права, не соблюдение правовых норм в любой форме

виновность – психическое отношение субъекта к совершенному преступлению

общественная опасность – в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства

наказуемость – за совершение любого правонарушения предусматривается юридическая ответственность

общий

родовой

возраст

непосредственный

вменяемость

Объект

Субъект

Состав правонарушения

Объективная

сторона

Субъективная

сторона

Основные элементы

Основной элемент – вина (ее формы)

деяние

прямой умысел

вредоносный результат

косвенный умысел

причинно-следственная связь между ними

самонадеянность

(легкомыслие)

небрежность

Факультативные элементы

Факультативные элементы

место

мотив

время

цель

способ

обстановка

Преступление – предусмотренное уголовным законом общественно-опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй государства, его политическую и экономическую системы, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, все формы собственности, а также на установленный правопорядок.

Основные подходы к понятию юридической ответственности

Позитивная

ответственность

Ретроспективная ответственность

Позитивная юридическая ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.

Ретроспективная юридическая ответственность есть исполнение правонарушителем обязанностей на основе государственного принуждения, правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть в предусмотренной законом форме неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение.

является одним из видов государственного принуждения

Юридическая

ответственность

наступает за совершенное правонарушение

связана с государственным осуждением

выражается в обязанности правонарушителя претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного

характера

Защита правопорядка

Воспитание граждан в духе уважения к закону

Цели юридической

ответственности

Восстановление социальной справедливости

Предупреждение совершения новых правонарушений

Принципы юридической ответственности

принцип законности (соблюдение и исполнение законов в процессе возложения ответственности)

принцип ответственности за свои поступки, а не за мысли

принцип справедливости (наказание должно быть соразмерно содеянному)

принцип целесообразности (соответствие избираемой в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности)

принцип неотвратимости (каждое правонарушение должно неминуемо влечь ответственность виновного лица)

принцип гуманизма (гуманное отношение к правонарушителю, уважение его достоинства)

принцип ответственности только за виновные деяния

принцип своевременности (ответственность за правонарушение должна наступать максимально быстро)

штрафная (карательная)

(является средством наказания правонарушителя)

Функции юридической ответственности

воспитательная (формирует у субъектов права уважительное отношение к праву)

компенсационная (проявляется в возмещении (компенсации) имущественных прав потерпевшей стороны

превентивная

(является средством предупреждения правонарушений)

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

недостижение установленного законом возраста

невменяемость

необходимая оборона – защита гражданином своих прав, а также прав и законных интересов других лиц от преступных посягательств

крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный

объективно-противоправное деяние (казус), т.е. деяние совершенное без вины

причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

физическое или психическое принуждение

обоснованный риск

исполнение приказа или распоряжения

Основания освобождения от юридической ответственности

изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным

само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего безупречного поведения и добросовестного отношения к труду

амнистия

помилование

истечение сроков давности

деятельное раскаяние

примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда

дозволение

обязывание

запрещение

императивный

рекомендование

диспозиивный

Способы правового

регулирования

Методы правового

регулирования

Типы правового

регулирования

общедозволи-тельный

дозволительно-обязывающий

разрешительный