logo
Tema_11_Deviantnoe_povedenie

4. Теория “наклеивания ярлыков” - стигматизации (греч. Stigma - клеймо, пятно), или “социетальной реакции” Говарда Бекера, Эдвина Лемерта (сша).

Г.Беккер объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп общества (законодателей, судей, врачей) навязывать остальным социальным группам определенные стандарты поведения, ставить клеймо “девиантов” членам менее влиятельных групп.

Отсюда девиация - не качество поведения, поступка человека, а скорее результат соотнесения его с господствующими социальными нормами, отношения к нему влиятельных кругов.

Большинство людей нарушают какие-либо социальные нормы, напр., правила дорожного движения при переходе улицы. Но таких людей не считают девиантами. Социологи (Э.Лемерт) называют такое поведение «ПЕРВИЧНОЙ ДЕВИАЦИЕЙ». Но привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке стигму, ярлык девианта. Это уже «ВТОРИЧНАЯ ДЕВИАЦИЯ», после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом.

Лица, совершающие девиантные действия, сопротивляются социальному контролю. В результате девиация может усилиться. Ответной реакцией на ее усиление является ужесточение социального контроля. Так образуется “СПИРАЛЬ ДЕВИАНТНОСТИ”, которая ведет к усилению незначительных отклонений.

Некоторые социологи даже ввели понятие ДЕВИАНТНОЙ КАРЬЕРЫ, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида “социализации”. Категория “девиантная карьера” хорошо подходит для описания наркомании, алкоголизма, криминальных преступлений.

5. В культурологических теориях девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. В обществе существуют группы, нормы которых отличаются от норм остального общества, т.к. интересы группы не соответствуют нормам большинства.

Амер. социолог Э.Сатерленд считал девиацию следствием социального взаимодействия с представителями преступного мира. Исследуя делинквентные группы, социологи установили, что их существование связано с дезорганизацией низшего класса.

Маргинальное положение способствует возникновению трех субкультур:

криминальной - связана преимущественно с общностями типа воровских шаек, занимающихся незаконными способами добывания денег;

конфликтной - связана бандитскими группировками, применяющими насилие;

ретритистской - с антисоциальными группировками, употребляющими наркотик и алкоголь