logo
Страхование в России

3. Заключение.

Для сохранения традиций российской страховой науки в 1999 году было создано Всероссийское научное страховое общество как продолжатель дела дореволюционного Общества страховых знаний, основанного в 1908 году. За недолгий период его деятельности проведены конференции, издан ряд научных трудов, которые рассматривают концепцию развития страхования, этику страхового дела. Цель создания - это вопросы финансирования страховой компании, ее организации и управления, создание новых страховых продуктов, с учетом социально-экономического и математико-статистического характера рисков, практических аспектов реализации страховых услуг.

Российский страховой рынок вступает в полосу своего качественно нового этапа развития — этапа осознания своих корпоративных, глубинных, коренных интересов как полноценного участника реформ всей экономической структуры современного общества. На таких этапах резко возрастают роль и значение общественных организаций, способных адекватно отразить эти интересы, сформулировать их в своих программах, предложить пути решения самых сложных и жизненно важных проблем развития страхового дела в стране. Экономическая ситуация в России уже свыше восьми десятилетий негативным образом сказывается на страховой культуре общества. До введения государственной монополии на страхование это был развитый рынок, занимающий достойное место в мировой экономике. Специфика современного российского страхового рынка заключается в том, что утраченная национальная культура хотя и с большим трудом, но возрождается. Ключевую роль в этом процессе играет экономическое положение, в котором пребывают отечественные страхователи. Российскому страховщику, работающему с физическими лицами, приходится пропагандировать очевидные, казалось бы, истины: заботу об их собственном будущем, будущем их близких.

В основу современного подхода к построению систем сбыта страховой продукции положен принцип ориентации на базовые нужды потребителя. Эта концепция утверждает, что потребитель нуждается в страховании, в качестве удовлетворения базовых потребностей — в передвижении, жилье, комфорте, безопасности и других подобных вещах. Поэтому лучше всего предоставлять ему комплексное решение, нацеленное на удовлетворение потребности, а не на его отдельные составляющие – инвестиционный кредит, страхование, строительные услуги и т.д. Поэтому образуются фирмы, предоставляющие все эти услуги в пакете, а клиент перечисляет им определенные месячные взносы в обмен на комплексное обслуживание. В этой схеме страховщик работает уже не с населением, а с фирмами, занятыми обслуживанием потребителей. Страхование растворяется в конечной услуге и более не играет самостоятельной роли.

Особенно важным параметром в последнее время становится качество страховой услуги. Большое значение придается понятию «близости» компании к клиенту, в которое вкладывается быстрота реакции на потребности страхователя, гибкость в их удовлетворении, постоянный обмен информацией, а также оптимальность предоставляемого покрытия даже в ущерб интересам страховщика. Такой подход к работе с клиентом дорог, как с точки зрения стартовых инвестиций, так и издержек функционирования. Поэтому здесь максимально используются информационные и коммуникационные системы — телефонные станции для переадресации вызовов, компьютерные сети и т.д.

На конференции Всероссийского научного страхового общества было признано, что страхование — это одна из самых гуманных экономических категорий из всей системы финансовых отношений: помощь в беде — самое гуманное дело, а страхование возникло именно на этой основе. Страхование — консолидирующая, объединяющая людей система: чем больше участников-страхователей, тем реальнее возможность получения помощи. Это объединение базируется не только и не столько на финансовом участии в общем фонде, сколько на вере, надежде на помощь, без чего никто деньги вкладывать в общее дело не станет. На этой же конференции ВНСО было высказано убеждение, что формирование надежного, эффективного механизма страховой защиты — проблема не только страхового сообщества, но и общества в целом. Социальная направленность экономики предполагает определенную структуру видов страхования и методы их проведения. Без создания этических предпосылок трудно добиться необходимых результатов, рассчитывать на укрепление доверия населения к страхованию, на формирование страховой культуры.

Проблемы этики страхового дела включают широкий спектр вопросов. Прежде всего, это взаимоотношения страховщиков и страхователей в процессе заключения и исполнения договоров страхования. Первостепенным является преодоление добровольно-принудительных методов заключения договоров, обеспечение прав страхователей. Самый большой моральный резерв развития страхования в современных условиях России — это укрепление доверия со стороны населения к страховым компаниям, которое пока что может происходить при возникновении страхового случая, т.е. при справедливом решении вопроса о выплате (или невыплате) страхового возмещения и определения его размера.

Таким образом, страховая культура общества может быть сформирована при гармоничном сочетании широкомасштабных действий в плане пропаганды и позитивного отношения общества к страховому продукту, который будет производиться на фоне стабильно развивающегося платежеспособного спроса, подкрепленного доверием населения к страховым компаниям, при этом существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений, когда страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни.

Список использованной литературы.

1. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» М., 1980. т.4, с.337.

2. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

3. «Финансовая газета-ЭКСПО» №12/2001. с.18.

4. Гражданский Кодекс РФ. Глава 48 «Страхование».

5. Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

6. Материалы сайта «www. znay. ru».

7. Материалы сайта «InsNEWS.ru».

8.«Актуальные вопросы развития обязательного социального страхования в Российской Федерации и его законодательное обеспечение»/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 5 (225) (материалы сайта www.council.gov.ru)

9. Архангельский В.Д., Кузнецова Н.П. «Страховой рынок России и малое предпринимательство» - СПб, 1995/ 44с.

10. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент.- М Финансы и статистика 1996/192с.

11. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект - М. Финансы и статистика 1992

12. Шахов В.В. Страхование: Учебник для ВУЗов-М. Страховой полис ЮНИТИ, 1997.

1Устав Купеческого Водоходства от 23 ноября 1781 года. ст. 181

2«Общие понятия о застрахованиях». Журнал Министерства Внутренних Дел за 1832 г.

3Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. т.4, с.337

4Вира – в древней Руси пеня в пользу князя за убийство свободного человека или за увечье (словарь Брокгауза и Ефрона)

5Дикая вира – пеня, которую платила община (вервь), если убийца, совершивший на ее земле преступление, не был отыскан (словарь Брокгауза и Ефрона)

6Стоглав – сборник, содержащий описание деяний и постановления собора 1551 ("стоглаваго"), созванного в виду того, что священные обычаи "поисшаталися"(словарь Брокгауза и Ефрона)

7Соха – единица податного обложения на Руси в ХIII-XVIIвеках, с которой собирался государственный поземельный налог (словарь Брокгауза и Ефрона)

8Деньга – до конца XV мелкая русская серебряная монета неправильной формы; с введением копеек равна 0,5 коп. мелкая (словарь Брокгауза и Ефрона)

9Декрет СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального».

10Декрет СНК «О государственном имущественном страховании» от 6 октября 1921 г.

11Гоббс Т. Избранные сочинения. М., 1926. С.XIV.

12Коломин Е.В. Страхование как экономическая категория.// Финансовая газета №35, сентябрь, 1997г., с.12

13Постановление Правительства РФ №203 от 8.04.2004

14 По материалам сайта www.insur-today.ru« Страхование сегодня» - данные Российского союза страховщиков (РСА)

15Данные агентства Интерфакс на 01.01.2005г.

16По материалам сайтаwww.rgs.ru

17Материалы «РЭО Вестник» (Российское экономическое общество).

18По материалам сайтаwww.InsNEWS.ru«Вся правда о страховом рынке»

29