logo
курсач АП

1.3 Полиция в системе органов внутренних дел

Одной из важнейших составных частей в системе органов внутренних дел является полиция. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, Федеральный Закон «О полиции» от 7 февраля 2012 г. и другие нормативные правовые акты.

Первооснову статуса полиции составляет :

• Конституция РФ;

• общепризнанные принципы и нормы международного права (это нововведение);

• международные договоры РФ;

• Федеральные конституционные законы;

• ФЗ «О полиции»;

• другие федеральные законы;

• нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ;

• нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

• законы субъектов РФ.

Реорганизация милиции в полицию. Реформа МВД 2011 года.

Общественный порядок в нашей стране до недавнего времени поддерживала, как всем известно, милиция, а в зарубежных странах — в основном полицейские. В связи со вступлением в силу нового закона возник вопрос, в чём принципиальная разница между полицией и милицией? Полиция - это система органов государственной безопасности, обеспечивающих защиту общественного и государственного строя и охрану общественного порядка, ведущих борьбу с преступностью и правонарушениями. Это слово происходит от латинского politia - «гражданская администрация», от греческого polis — «город». Отчего же в России точно такая же административная система называлась не полицией, как практически во всём мире, а милицией?

Дело в обстоятельствах, обусловивших её появление: революции 1917 года. В феврале после свержения самодержавия царская полиция была распущена и вместо неё охранять правопорядок стали параллельно создаваемые Временным правительством и Советами отряды народной милиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia — «ополчение, войско», от miles — «солдат». До революции созываемые милицейские отряды, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской революции и полного захвата власти Советами было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются не иначе, как милицией.

В настоящее время впервые о реформе заговорили осенью 2002 года. В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции — Федеральная служба расследований. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его еще более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления, но ничто из этого выполнено не было.

Однако, 21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Рашида Нургалиева Сергей Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю — её больше не будет. И, наверное, создание профессиональной полиции — это решение абсолютно правильное».

На этот раз стало ясно, что власти намерены довести реформу до конца, а также они приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О полиции» для всеобщего обсуждения в Интернете. Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию: «Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективны, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя — полиция».

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное»), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только 315 депутатов «Единой России», 130 высказались против, воздержавшихся не было. Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Что касается противоречий среди общества можно отметить следующее: законом остались разочарованы и правозащитники, и милиционеры. Первые говорят о том, что авторы документа не защитили граждан от произвола сотрудников правоохранительных органов, а, напротив, расширили полномочия полиции. Вторые критикуют проект за отсутствие социальных гарантий для полицейских.

Принципы деятельности полиции (Глава 2).

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Права и обязанности полиции.

В новом законе в перечень обязанностей полиции входит 38 пунктов, а в список прав - 37. И они достаточно хорошо сочетаются друг с другом. Прав и обязанностей у полиции достаточно, чтобы охранять порядок и бороться с преступностью.

Обязанностей у полиции прибавилось — с 35 пунктов, указанных в законе «О милиции», до 38. При этом обязанности ориентированы на максимальную помощь гражданам и взаимодействию с ними. Так в полиции не просто должны принимать и регистрировать все заявления граждан, но и передавать заявление в нужный орган, если решение по заявлению не входит в компетенцию полиции. Обо всех действиях по заявлению полиция должна информировать лицо, подавшее заявление.

Кроме того добавился пункт об обязанности полиции предотвращать преступления и правонарушения путем изучения причин и условий совершения преступлений, выявления лиц, намеревающихся совершить преступление. К этому же пункту относится и профилактика безнадзорности несовершеннолетних и совершения ими преступлений. Так же для обеспечения общественной безопасности полиция обязана выявлять и пресекать действия экстремистских организаций, противодействовать терроризму, обеспечивать безопасность мест массового пребывания граждан и потенциальных объектов для террористических актов, проводить экспертную оценку защищенности этих объектов. Полиция будет обязана сотрудничать с пограничными органами и обеспечивать охрану Государственной границы. На полицию могут быть возложены и иные обязательства, но только путем внесения изменений в ФЗ «О полиции» (п.2 ст. 12 ФЗ «О полиции»).

Новый закон требует от полиции сконцентрировать свою работу на обеспечении правопорядка и защите прав и свобод граждан. А для этого необходимо было решить такую задачу как, избавить ведомство от несвойственных ему функций. До окончания, так называемого, переходного периода, другим органам и организациям должны быть переданы полномочия полиции, которые закон счел избыточными: выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; организация работы медвытрезвителей; техосмотр автотранспорта; конвоирование задержанных и лиц, заключенных под стражу; розыск должника и его имущества; доставка повесток призывникам (п. 1 ст. 54 ФЗ «О полиции»).

Большинство обязанностей, уже указанных в законе «О милиции», были уточнены и расширены, чтобы соответствовать реальному положению вещей и более полно соответствовать указанным выше принципам.

Права полиции в сравнении с милицией так же несколько видоизменились и теперь больше направлены на предупреждение преступлений, правонарушений и чрезвычайных ситуаций, защиту общественной безопасности, граждан и их имущества (ст.13 ФЗ «О полиции»). Некоторые права расширены и уточнены.

Отдельными статьями выделены меры принуждения, которые наиболее затрагивают интересы граждан:

• Задержание. Установлен срок и порядок задержания, а так же действия, которые должны быть совершены во время задержания.

• Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, земельные участки и территории, принадлежащие гражданам. Установлено, в каких случаях возможно проникновение, и какие действия должны быть осуществлены.

• Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов. Т.е. любые действия, направленные на ограничение свободы передвижения граждан. При этом полиция обязана обеспечить и разъяснить гражданам наиболее удобные маршруты передвижения на оцепленных участках.

Основные права, обязанности и ограничения сотрудника полиции были расширены и уточнены, по сравнению с правами, обязанностями и ограничениями сотрудника милиции, установленными в законе «О милиции». Более полно и четко прописаны основные положения о службе в полиции, гарантии социальной защиты сотрудников полиции, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции.