logo
Понятие

Развитие конституционного законодательства Республики Татарстан. Характеристика действующей Конституции рт.

Развитие политических событий в начале 90-х годов и изменение правового статуса Республики Татарстан, в связи с провозглашением декларации “О государственном суверенитете ТССР” , предопределили историческую необходимость выработки нового Основного Закона республики.

Декларация “О государственном суверенитете ТССР” важнейший документ, который является поворотным пунктом в определении государственных приоритетов и перспектив развития Татарстана. Очевидно, что статус автономии с ее усеченными правами не соответствовал интересам и возможностям политического, экономического и духовного развития республики. Верховный Совет Татарстана принял 30 августа 1990 года Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан. Однако избранный Татарстаном путь на изменение своего статуса устроил не все политические группы. Было немало различных обвинений в адрес республики. Политики имперского мышления обвиняли Татарстан в сепаратизме, в стремлении ущемить права и свободы русскоязычного населения,.

Всенародным голосованием первым в истории Татарстана Президентом был избран М. Ш. Шаймиев.. Провозглашенный Декларацией курс получил всеобщую поддержку на референдуме 21 марта 1992 года.

Последовательно воплощая в жизнь основы, заложенные в Декларации, на основе итогов народного обсуждения, в результате многотрудной работы, 6 ноября 1992 года Верховный Совет республики принял новую Конституцию Татарстана. В ней нашли отражение современные идеи и принципы построения многонационального демократического государства

Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа, реализует приоритет прав и свобод человека и гражданина, исходит из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов их равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия, создает условия для укрепления демократии, социально-экономического развития Республики Татарстан, сохранения исторически сложившегося единства народов Российской Федерации на принципах федерализма.

В основу конституционного строя Республики Татарстан возведены положения статьи 14 ее Конституции о том, что республика оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами республики. Сказанное составляет содержание одной из внешних функций Республики Татарстан. Имущество, необходимое для осуществления этих полномочий по предметам ведения Республики Татарстан в соответствии с Законом Республики Татарстан "О государственном имуществе РТ" от 8 апреля 2003 года может находиться в государственной собственности.

Дискуссия развернулась вокруг статьи 61 (в проекте 66) , определяющей характер взаимоотношений Татарстана с Российской Федерацией - Россией. Как известно, эти отношения имеют особое, приоритетное значение. После дебатов, требуемым квалифицированным большинством голосов народных депутатов, была принята формулировка, согласно которой “Республика Татарстан суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения” . Самый крупный раздел Конституции - “Организация государственной власти в Республике Татарстан” .

В структурном плане Конституция Республики Татарстан состоит из преамбулы, 7 разделов и 15 глав, включающих 167 статей.