logo
ИГПЗС_рус

Лекция 3. Государство и право Древней Греции

В VIII и VII вв. до н. э. в Греции было уничтожено родовое устройство и установлено рабовладельческое общество и государство. Греция не представляла собой единого государства и единого народа. Она состояла из самостоятельных городов-государств — полисов. Наиболее типичными государствами, характерными для рабовладельческого общества Древней Греции, были Афины и Спарта.

а) Государство и право Спарты

Основателем Спарты считался царь Ликург. Господствующим классом в Спарте были спартиаты — полноправные граждане, жившие только в Спарте, их насчитывалось около 8 тыс. Они обладали собственностью на землю, на скот и на работающих, на их полях илотов. Организация спартиатов была родовой. Все спартиаты делились на три родовые филы, каждая фила — на десять «об», каждая оба — на десять триакид. Эксплуатируемым классом в Спарте были илоты — покоренные жители завоеванных территорий и периэки — окрестные жители, которые были лично свободными, но не имели политических прав и платили Спарте дань.

В Спарте существовали следующие органы государственной власти:

1. Народное собрание — апелла, функция которого заключалась в том, что оно принимало либо отвергало предложения герусии.

2. Герусия — совет старейшин, состоявший из 30 геронтов, в число которых входили два царя — басилевса (архагета), что являлось своеобразной чертой государственного строя Спарты. Архагеты были подчинены герусии и не могли принять ни одного важного решения без ее согласия.

3. Эфорат — комиссия из пяти человек, функции которой сводились к контролю над архагетами и герусией.

Основным источником права в Спарте являлись ретры — основные законы Спарты, издаваемые царем Ликургом, в частности, «Ликургова ретра».

б) Афинское государство и право

Возникновение Афинского государства — длительный процесс, завершившийся в VI в. до н. э. Начальным этапом его считают реформы басилевса Тесея, который организовал объединение четырех племен, называемое синойкизмом, и ввел сословное деление свободного населения Афин на эвпатридов — благородных, геоморов — земледельцев, демиургов — ремесленников и бедняков — фетов.

Постепенно эвпатриды ограничивают власть басилевса, наследование его должности прекращается, а его функции переходят к новым выборным должностным лицам — архонтам. Коллегию архонтов возглавлял архонт — эпоним, руководивший управлением страной и выполнявший ряд судебных функций; вторым архонтом стал архонт — басилевс, сохранивший только жреческие обязанности и свершавший суд по религиозным делам; третий — архонт-полемарх осуществлял военное командование; остальные шесть членов коллегии архонтов — архонты-фосмофеты отправляли правосудие.

Вторым новым органом управления стал Ареопаг, который заменил совет старейшин. Ареопаг был высшим судебным органом, а также избирал и контролировал архонтов. Здесь же в VII в. до н. э. страна разделяется на ряд округов — навкрарий, которые были организованы в пределах существовавших племен — по 12 в каждом.

Второй этап развития государства в Афинах связан с реформами Солона: первой из них явилась сисахфия — отмена долгового рабства; второй — установление имущественного ценза при распределении политических прав и обязанностей, все граждане были разделены по имущественному цензу на 4 разряда: пятисотников, всадников, зевгитов и фетов; третьей был создан новый судебный орган — гериэя и четвертой — новый орган управления — Совет четырехсот, который избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени.

Третьим этапом в образовании Афинского государства, явились реформы Клисфена, которые окончательно ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре племени. Теперь Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов), каждая из которых состояла из трех, расположенных в разных местах территорий — триттий: городской, прибрежной и земледельческой, что обеспечивало преобладание города над сельской местностью. Вторая реформа заключалась в том, что вместо совета четырехсот, основанного на племенном делении, Клисфен создал совет пятисот, который комплектовался из представителей всех 10 фил по 50 человек от каждой. Третьей реформой был учрежден еще один орган управления — коллегия 10 стратегов (военачальников), которая формировалась из представителей всех фил — по одному человеку от каждой. И для того, чтобы не допустить посягательств на возникший строй, Клисфен ввел в народном собрании процедуру, которая называлась остракизм (остракон — черепок, на котором голосующий писал имя лица, угрожающего существующему строю). Это была последняя реформа Клисфена. Реформы Клисфена завершили длительный процесс образования государства в Афинах победой торговцев, ремесленников и крестьян — демоса — над родоплеменной аристократией. Это обусловило формирование в Афинах в V в. до н. э. рабовладельческой демократической республики, основной чертой которой явилось совместное господство свободных — рабовладельцев, свободной бедноты и люмпенов (людей, лишенных средств производства) над рабами и метеками (иностранцами, поселившимися в Афинах). Период расцвета Афинской демократии — V—IV вв. до н. э.

Государственный строй. Высшим органом государственной власти в Афинах являлось народное собрание, которое созывалось в установленные сроки — сорок раз в году. В народное собрание допускались только полноправные афинские граждане, достигшие 20 лет. Для принятия решения требовалось присутствие 6000 человек. Высшим органом управления являлся совет пятисот, в который входили от каждой из территориальных фил по 50 избираемых по жребию на один год граждан, достигших 30-летнего возраста. Для ведения текущих дел совет делился на 10 комиссий по 50 представителей от каждой филы.

Высшим судебным органом являлась гелиэя, которая состояла из 6000 граждан, достигших 30-летнего возраста, избираемых по жребию на один год по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 501 члену, (остальные члены считались запасными). Для рассмотрения законопроектов в гелиэе создавалась особая коллегия номофетов — 1000 членов гелиэи.

Важную роль в управлении государством играли должностные лица. Среди них:

— коллегия стратегов — состояла из 10 человек; эту должность могли замещать только женатые и имевшие недвижимую собственность граждане;

— коллегия архонтов — состояла из 9 человек, за каждым из них закреплялись определенные функции;

— аполекты — ведали государственной казной;

— элленоты — занимались казной афинского морского союза;

— полеты — управляли государственным имуществом;

— логисты — принимали денежные отчеты должностных лиц;

— астиномахи — наблюдали за порядком на улицах и т.д.

Судебная система выглядела следующим образом: высший судебный орган — гелиэя рассматривала дела об умышленных убийствах и государственные преступления; суд эфетов — дела о неумышленных убийствах; коллегия одиннадцати — кражи, разбой; суд диэтетов — гражданско-правовые споры об имуществе и коллегия сорока — мелкие дела.

Армия. В мирное время все афинские граждане в возрасте от 18 до 20 лет проходили военное обучение. В случае войны созывалось всеобщее ополчение граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Армия состояла из отрядов всадников, тяжело вооруженной пехоты.

Основные черты права. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. Законы появились в 621 г. да н.э. и первыми из них были законы Драконта представлявшие собой запись обычаев и отличившиеся особой жестокостью (почти за все преступления предусматривалась смертям, казнь). Позже общими правилами поведения становятся постановления народных собраний.

Институт частной собственности не достиг в Афинах особого развития. Собственность рассматривалась как благо, предоставленное государством.

Из договоров афинское право знало куплю-продажу, наем, поклажу, товарищество, поручение и комиссию.

В брачном и семейном праве отмечалось неполноправное положение женщины. Женщина находилась под опекой отца или мужа и считалась недееспособной. Брак был обязанностью граждан, и главной его целью считалось рождение детей. В уголовном праве проводилось четкое различие между наказаниями, которым подвергались рабы и свободные. К рабам применялись исключительно телесные наказания, к свободным — смертная казнь, изгнание, лишение гражданских прав, штрафы и конфискация.

В судопроизводстве существовало два порядка возбуждения дел: первый — возбуждение процесса только по инициативе потерпевшего; другой — по инициативе любого гражданина или должностного лица. Решение по делу выносилось тайным голосованием, в случае равенства голосов подсудимый считался оправданным.

Государство и право Древнего Рима.