logo
tema_4

6. Санкции в международном праве.

Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми международным правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции.

Санкции – это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, которые применяются субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение.

Цели санкций:

- пресечение правонарушения;

- восстановление нарушенных прав;

- обеспечение ответственности правонарушителя.

Особенности применения санкций:

- применяются только санкции дозволенные международным правом;

- они не могут носить превентивный (предупредительный) характер, так как их целью является защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права;

- международно-правовыми санкциями признаются лишь только меры, применяемы в ответ на правонарушения; ответные меры, которые применяет субъект в ответ на недружественный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

Международно-правовые санкции не являются формой международной ответственности и отличаются от нее следующими чертами:

- санкции являются всегда действиями потерпевшего (потерпевших), которые применяются к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя;

- санкции предшествуют реализации мер ответственности и выступает в качестве своеобразной предпосылки ее возникновения: целью санкции является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности;

- санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от порядка осуществления международно-правовой ответственности;

- основанием применения санкции является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевшего (потерпевших).

Санкции различают:

  1. В зависимости от количества потерпевших субъектов:

- индивидуальные – когда санкции применяются одним потерпевшим государством;

- коллективные – когда принудительные меры применяются двумя и более потерпевшими субъектами международного права.

2. В зависимости от субъектов осуществления санкций:

- санкции, применяемые в порядке самопомощи;

- санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются: реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

Реторсии – это применяемые в ответ на правонарушение ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства.

Международная практика включает многие формы реторсий, применяемых к государству-нарушителю:

- повышение таможенных пошлин на товары из этого государства;

- введение систем квот и лицензий на торговлю с данным государством;

- установление ограничений на импорт товаров из этого государства;

- повышение налоговых платежей;

- национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан;

- политические реторсии: всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан этого государства (ограничение передвижения по территории государства пребывания, ограничение в правах граждан государства-нарушителя), а также меры, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии межгосударственных отношений (отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства этого государства персонами non grata; отмена запланированных государственных визитов руководителей).

Репрессалии – ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение.

Формы репрессалий:

- эмбарго – запрет продавать товары, имущество и технологии на территорию государства-нарушителя;

- бойкот – запрет покупать и ввозить на территорию товары и имущество, происходящее из данного государства;

- замораживание авуаров (вкладов) государства-нарушителя в банках, расположенных на своей территории;

- изъятие своих вкладов из банков государства-нарушителя.

Среди форм репрессалий выделяются так называемые политические формы репрессалий: аннулирование международных договоров с государством-нарушителем; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами правонарушителя).

Непризнание имеет несколько основных форм:

- отказ государства признавать юридическую силу договоров и соглашений, заключенных в результате неправомерного применения силы или противоречащих общепризнанным принципам международного права;

- отказ признавать противоправный режим, пришедший к власти в данном государстве;

- отказ признавать фактические ситуации, которые возникли в результате неправомерных действий властей государства-нарушителя.

Разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений образуют самостоятельный вид санкций, которые применяются на постоянной или временной основе потерпевшим государством и выражаются в приостановлении или прекращении им дипломатических или консульских связей. Разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва отношений консульских.

Особым видом санкций является самооборона, которая находит выражение в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение.

Виды самообороны:

- необходимая оборона, которая представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (например, принудительные меры в отношении воздушных и морских судов, вторгшихся на территорию государства);

- самооборона от агрессии – это отражение акта агрессии при помощи вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву, и, прежде всего, по Уставу ООН.

Между этими видами самообороны существуют отличия:

- при необходимой обороне действия правонарушителя не носят систематического характера, имеет место эпизодический характер правонарушения, не имеющий целью развязывание войны;

- при самообороне от агрессии между потерпевшим государством и агрессоров возникает состояние войны, поэтому ответные меры характеризуются высокой степенью интенсивности: необходимо отразить вооруженное нападение, восстановить международный мир и обеспечить международную безопасность, а также обеспечить привлечение правонарушителя к ответственности.

К санкциям, осуществляемым с помощью международных организаций, относятся: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации; исключение нарушителя из международного общения; коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, осуществляется в следующих формах:

- лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств;

- лишение права представительства в организации;

- лишение права на получение помощи, оказываемой в рамках этой организации;

- временное приостановление членства в международной организации;

- исключение из членов международной организации.

Исключение нарушителя из международного общения может быть выражено в полном или частичном разрыве экономических, политических, военных и иных отношений, разрыве дипломатических и консульских отношений, прекращении транспортного сообщения, связи.

Использование коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности в международном праве является исключительной мерой, применяемой только в случае складывающихся ситуаций, угрожающих международному миру и безопасности.

Международная практика применения коллективных мер показывает, что они могут применяться не только для пресечения акта агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения углубления международного вооруженного конфликта или вооруженного конфликта немеждународного характера.

Порядок применения вооруженных мер в рамках ООН относится к компетенции Совета Безопасности ООН. Такие меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах:

- отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям ООН;

- специально создаваемыми вооруженными силами ООН.