logo
УП и УПП ответы

56Общая характеристика и виды преступлений против правосудия. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей.

Глава 31 включена законодателем в разд. Х "Преступления против государственной власти" УК РФ. Это и понятно. Конституция РФ выделяет правосудие в качестве самостоятельной ветви государственной власти. Эта власть осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118). Непосредственно в Конституции установлены и такие важнейшие гарантии правосудия, как независимость судов и подчинение их только Конституции и федеральному закону; равноправие сторон; неприкосновенность судей; организационное, процессуальное и финансовое обеспечение возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 120, 122-124).

Но в данной главе, за исключением случаев, прямо оговоренных в законе, в равной степени осуществляется уголовно-правовая охрана и защита правоотношений, относящихся к сфере как уголовного, так и конституционного, гражданского, административного процесса, реализующего интересы правосудия.

Распространенное в учебной литературе и комментариях определение объекта преступлений против правосудия как "нормальное функционирование" (или "деятельность") этих органов, на наш взгляд, подменяет содержательную характеристику объектов формальной. Поэтому правильнее определить объект рассматриваемых преступлений как совокупность общественных отношений в сфере процессуальной деятельности, направленной на реализацию требований законности и социальной справедливости в каждом конкретном случае.

Почти все преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями рассматриваемой главы, являются по определению оконченными с момента совершения соответствующих действий (реже бездействия). Квалификация деяния против правосудия, как правило, не предусматривает использования ссылок на мотив и цель как на составообразующие элементы. Но они становятся таковыми (не говоря об их значении в любом случае для индивидуализации ответственности и наказания) во многих ситуациях, когда применяется квалификация по совокупности. Цель и мотив преступлений, как правило, связаны с карьеризмом, корыстью, клановыми или семейными интересами.

Субъектом преступления могут быть прокурор, лицо, производящее дознание, следователь, специальные участники судопроизводства (защитник, эксперт и т.д.), "обслуживающие" правосудие путем подготовки материалов для него и участия в их анализе судом, и любые другие лица.

Еще одна сложность в классификации преступлений против правосудия по субъекту состоит в том, что законодатель не счел необходимым строго развести ответственность должностных лиц и иных субъектов преступных деяний против правосудия. субъектами ответственности по ст. 297, 298, 304 УК РФ могут быть как должностные лица органов дознания, следствия и даже судьи, так и любые другие лица. Это затрудняет классификацию преступлений против правосудия.

Надо отметить и неполноту перечня возможных субъектов деяния, даваемого в некоторых статьях рассматриваемой главы. Например, ст. 302, 304 УК РФ не предусматривают возможность совершения таких деяний, как принуждение к даче показаний или фальсификация доказательств судьями, между тем, практика свидетельствует о такой возможности.

Формально субъектами могут быть лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Обращает на себя внимание и такая особенность рассматриваемой главы, как объединение в ней норм, направленных на защиту лиц, участвующих в осуществлении или "обслуживании" правосудия, и норм, защищающих от их злоупотреблений других лиц, попавших в сферу деятельности органов дознания, следствия, суда. Надо упомянуть и о включении ряда специальных составов, выделенных исходя из характеристики потерпевших при наличии в других главах УК РФ общих составов. Например, ст. 298 УК РФ защищает от клеветы судью, следователя, лицо, производящее дознание, судебного пристава или исполнителя. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ). Согласно ст. 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Предусмотренное данной статьей преступление посягает на конституционные права граждан.

Законность названных процессуальных действий определяется наличием условий и содержанием процедур их осуществления, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 22) и иным законодательством (например, ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ - УПК РФ).

Заключение под стражу требует санкции прокурора и решения суда, допускается только при наличии предусмотренных УПК РФ оснований и на установленные законом сроки, продление которых в свою очередь имеет свои законные основания и процедуру. Задержание может быть уголовно-процессуальным и административным. В обоих случаях исчерпывающе определены основания, порядок и круг должностных лиц, имеющих право задержания. При оценке законности административного задержания надо иметь в виду, что специальные законодательные акты могут устанавливать продленные сроки задержания по сравнению с основным сроком, зафиксированным в Кодекса РФ об административных правонарушениях (например, при задержании за нарушение пограничного или таможенного режима).

С объективной стороны незаконное задержание есть краткосрочное лишение свободы подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу или лица, привлеченного к административной ответственности, а тем более иного лица в связи с уголовным или административным делом (свидетеля, потерпевшего, родственников подозреваемого и т.д.) при отсутствии оснований, исчерпывающе перечисленных законом, или (и) с нарушением установленной процедуры (например, без составления протокола), или (и) с нарушением предельных сроков. Незаконное заключение под стражу будет иметь место при отсутствии предусмотренных законом оснований или с нарушением процессуальной процедуры. Незаконное содержание под стражей есть продолжение лишения свободы лица вопреки истечению срока или предусмотренному законом порядку оформления помещения под стражу или содержание его в месте и условиях, противоречащих Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(67).

Субъект рассматриваемого преступления является специальным. Это должностные лица (прокурор, следователь, лицо, производящее дознание), правомочные производить административное и уголовно-правовое задержание, принимать и утверждать (санкционировать) решения о заключении под стражу, принимать решения о содержании под стражей, несмотря на отсутствие законных оснований, сроков и процедур или их нарушение.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Целенаправленность и мотивация те же, что и указанные для преступлений, предусмотренных предыдущими статьями.

Рассматриваемое преступление имеет квалифицирующее обстоятельство в виде наступления тяжких последствий. Речь идет о длительном лишении свободы невиновного человека, тяжком или средней тяжести вреде здоровью в результате незаконного лишения свободы, тяжком психотравмирующем воздействии на близких, самоубийстве или попытке к нему, крупном материальном ущербе и т.д. Если общие составы, предусматривающие применение такого рода последствий, имеют санкции, превышающие верхний предел санкции ч. 3 ст. 301 УК РФ (например, ч. 2 и 3 ст. 111 УК РФ), содеянное квалифицируется по совокупности. Вместе с тем объективное вменение здесь не должно допускаться: ответственность за тяжкие последствия предполагает не только наличие объективной причинной связи между незаконными действиями виновного и причиненным вредом, но и наличие умысла или двух форм вины (ст. 27 УК РФ).