logo
trudovoe_dlya_chitki

Стороны трудовых отношений. Основные права и обязанности работника и работодателя.

Правовой статус сторон трудовых отношений, работника и работодателя, установлен в статьях 21 и 22 Трудового кодекса РФ.

Основные права и обязанности работника (ст. 21 ТК РФ).Работник имеет право на:

Работник обязан:

Основные права и обязанности работодателя (ст. 22 ТК РФ).Работодатель имеет право:

Работодатель обязан:

  1. Социальное партнёрство в сфере труда: понятие, принципы, стороны, уровни и форма.

Социальное партнёрство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Социальное партнёрство строится на определенных принципах. Основные принципы социального партнёрства следующие (ст. 24 ТК РФ):

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей (ст. 25 ТК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнёрства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей.

Предусматривается, что стороны социального партнёрства – работники и работодатели – участвуют в системе социального партнёрства как непосредственно, так и через своих представителей, которые действуют от имени и в интересах сторон. Представители сторон должны обладать необходимыми полномочиями, только в этом случае на них может быть возложена ответственность как на стороны социального партнёрства.

Уровни социального партнёрства устанавливаются следующими:федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации (ст.ст. 26 и 45 ТК РФ).

Таким образом, уровни различаются, прежде всего, по территориальному признаку.

На федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. В Генеральном соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

На межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации. На этом уровне заключается межрегиональное соглашение, которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

На региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ. Соответственно на региональном уровне заключается региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъекта РФ.

На отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). Заключаемое отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться также на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях.

На территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. Заключаемое территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

На уровне организации (локальном) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. На этом уровне не только заключаются коллективные договоры, но и проводятся консультации между работниками и работодателями, происходит обмен информацией. На данном уровне работники могут осуществить право на участие в управлении организацией, что также имеет большое значение для достижения социального мира и процессов согласования интересов работников и работодателей.

 

Формы социального партнёрства (ст. 27 ТК РФ):

В настоящее время в РФ отсутствует специальное законодательство, определяющее особенности участия государственных служащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов налоговой полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ в системах социального партнерства (см.ст. 28 ТК РФ).

  1. Представители работников и работодателей в социальном партнёрстве. Органы социального партнёрства.

представителями работников в социальном партнёрстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в определенных случаях, предусмотренных ТК РФ.

Представителями работодателя (ст. 33 ТК РФ) при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора выступаютруководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Работодатель вправе создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Соответствующие объединения работодателей могут представлять интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля над выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из представителей сторон, наделённых необходимыми полномочиями.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трёхсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, работа которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трёхсторонней комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

Главные цели Российской трёхсторонней комиссии – регулирование социально-трудо­вых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

Права Комиссии следующие:

Деятельность Комиссии обеспечивает аппарат Правительства РФ. Образуетсясекретариат Комиссии, входящий в состав Секретариата заместителя Председателя Правительства РФ, ведающего вопросами социальной политики и реформирования социальной сферы. Президент РФ назначает координатора Комиссии. Координатор не являясь членом Комиссии, председательствует на её заседаниях, утверждает состав рабочих групп, подписывает регламент Комиссии, планы её работы и решения.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются на различных уровнях. У них такие же цели и задачи как у РТК.

В субъектах РФ могут образовываться трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Соглашения; предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при Обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения (ст. 35 ТК РФ)|

На территориальном уровне могут образовываться трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

На локальном уровне (в конкретной организации) комиссия формируется для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

  1. Коллективные переговоры, порядок их ведения. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. Коллективные переговоры представляют собой переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективных договоров между работниками и работодателем. Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители (ст.36 ТК РФ), которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днём начала коллективных переговоров является день, следующий за днём получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.

Порядок ведения коллективных переговоров изложен в ст. 37 ТК РФ. Так, участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Это позволяет эффективно провести переговоры, чтобы в результате был принят документ, взаимоприемлемый как для работников, так и для работодателей.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон – участников таких переговоров.

Не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса стороныдолжны предоста­вить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Чтобы избежать разногласий между различными профсоюзами, которые могут представлять разные профессиональные группы работников у одного работодателя, (например, спора о том, кто из профсоюзных организаций многочисленнее, а поэтому "главнее" и т.п.), и в целях повышения эффективности переговорного процесса, 37 ТК РФ подробно регламентирует порядок ведения коллективных переговоров. Он заключается в следующем:

при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций они создают единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективно договора и его заключения. Единый представительный орган формируется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определён от каждой профсоюзной организации. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Но если первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, она вправе по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Законом определена и роль общего собрания коллектива работников в переговорном процессе.

Так, если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии её выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделённые правом выступить с инициативой проведения коллективных, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа.

Если в 5-дневный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение 1-го месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. Когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены такого органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории (ч. 6 ст.37 ТК РФ) предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с уче­том количества представляемых ими членов профсоюзов. Если договориться о создании единого представительного органа для ведения кол­лективных переговоров не удалось, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

В случаях, когда стороны коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым или по части вопросов, составляется протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ).

Лицам, участвующим в коллективных переговорах, законом предоставляются гарантии и компенсации. Так, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3-х месяцев (ст. 39 ТК РФ).

Услуги экспертов, специалистов и посредников оплачивает приглашающая сторона,если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Когда указанные лица приглашаются по взаимной договорённости сторон коллективных переговоров, труд приглашённых оплачивается по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Гарантии для лиц, участвующих в коллективных переговорах, устанавливаются ст. 39 ТК РФ и законодательством о коллективных договорах и соглашениях. В частности, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя. Исключения составляют случаи расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с трудовым законодательством предусмотрено увольнение с работы.

  1. Понятие, содержание, структура и действие коллективного договора. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации с учётом специфики и условий труда, согласованные сторонами договора.

Если стороны не смогли согласовать отдельные положения проекта кол­лективного договора в течение 3-х месяцев, они должны подписать его на согласованных условиях и одновременно составить протокол разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации, её филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При его заключении в филиале, представительстве представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, упол­номоченный на это работодателем. Содержание коллективного договора. Согласно ст. 41 ТК РФ, в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

Это лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть предметом регулирования в коллективном договоре. Например, в нём может быть предусмотрена возможность принятия локальных нормативных актов организации по согласованию или совместно с представительными органами работников либо вопрос об информации, которая будет предоставляться работникам при коллективных переговорах, при реализации работниками своего права на участие в управлении организацией, либо может быть определён порядок проведения консультаций с работниками (их представителями) при принятии решений, затрагивающих социально-трудовые права работников и т.п..

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

  1. Понятие и содержание коллективных соглашений, их виды и действие, порядок разработки.

Коллективное соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнёрства в пределах их компетенции (ч.1 ст. 45 ТК РФ).

Следует уточнить, что «общие принципы» устанавливаются только в генеральных, межрегиональных и региональных коллективных соглашениях, а в отраслевых и территориальных – общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей) или на территории соответствующего муниципального образования (см. части 8, 9 ст.45 ТК РФ).

Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам (ч. 2 ст. 46 ТК РФ):

 

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашения (ст. 45 ТК РФ):

 

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трёхсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, ре­гиональном, территориальном уровнях социального партнёрства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ.

  1. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения. Ответственность сторон социального партнёрства. Порядок разработки проекта соглашения и его заключения состоит в следующем (ст. 47 ТК РФ): проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключение определяет комиссия. Проект соглашения подписывается полномочными представителями участников соглашения.

Соглашения, требующие бюджетного финансирования, по общему правилу заключаются и изменяются до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное и отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Региональные и территориальные соглашения заключаются до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

На основании ст. 48 ТК РФ, срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3-х лет. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. По взаимному согласию стороны вправе продлить действие соглашения на срок не более 3-х лет.

Действие соглашения распространяется:

 

В случаях, когда на работников одновременно распространяется действие

нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.

Соглашение распространяется на всех работодателей – членов объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Порядок опубликования согла­шений определяется сторонами соглашений. Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению (ст. 48 ТК РФ).

Таким образом, ст.48 ТК РФ определяет срок действия соглашения, сферу его действия и порядок присоединения к соглашению.

Коллективный договор, соглашение в течение 7 дней со дня их подписания должны быть направлены представителем работодателя (работодателей) науведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст.50 ТК РФ). Основная задача органов по труду, получивших коллективные договоры, соглашения для регистрации, состоит в ознакомлении с их содержанием с точки зрения соответствия трудовому законодательству.

Однако вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Коллективный договор, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором соглашением.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия кол­лективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ст. 50 ТК РФ).

Выполнение коллективного договора, соглашения контролируют стороны социального партнёрства, их представители, соответствующие органы по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию.

Ответственность сторон социального партнёрства заключается в том, что представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, подвергаются административному штрафу.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки, влечет наложение административного штрафа в размере от одной до трёх тысяч рублей (ст. 5.28 Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП РФ).

Необоснованный отказ работодателя или его представителя от заключения коллективного договора, соглашения влечёт наложение административного штрафа в размере от трёх до 5 тысяч рублей (ст. 5.30 КоАП РФ).

Непредставление работодателем или его представителем в срок информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля по соблюдению коллективного договора, согла­шения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной до трёх тысяч рублей (ст. 5.29 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению наказывается административным штрафом в размере от трёх до 5 тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ).

  1. Правовое положение профсоюзов в сфере труда, гарантии их прав. Участие работников в управлении организацией.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Это самая массовая общественная организация.

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему законодательства о профсоюзах входит также Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, регулируются специальными законами (ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях»).

Федеральный закон «О профессиональных союзах» является общим нормативным правовым актом для всех профсоюзов, их организаций и органов и в то же время представляет собой специальный акт по отношению к ФЗ «Об общественных объединениях». В данном случае специализация проведена по признаку субъекта (особой общественной организации). Много норм о правах профсоюзов содержится в Трудовом кодексе РФ (например, в гл. 58).

Законодательство о профессиональных союзах определяет их правовой статус в сфере труда, устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, их основные права и обязанности, а также гарантии осуществления этих прав (см. главу 58 ТК РФ).

Согласно ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах», профессиональный союз (профсоюз) – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

То есть основные задачи профсоюзов связаны с выполнением ими двух главных функций - представительство интересов и защита прав работников в сфере труда. Для этого профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

В условиях современной России своей главной задачей профсоюзы всех направлений - ФНПР, Соцпроф и др. - считают именно защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики. Это находит отражение в уставах профсоюзов как общественных организаций.

Право каждого на объединение в профсоюзы закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об их особой роли и значении в жизни общества.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

В Российской Федерации профсоюзы вправе создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику, - общероссийские объединения профсоюзов, межрегиональные и территориальные. Профсоюзы, их объединения имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения (п.5 ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах»).

Так, общероссийским профсоюзом считается добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности. Соответственно территориальной организацией профсоюза считается добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района (ст.3 ФЗ «О профессиональных союзах»).

Низовым звеном всей профсоюзной системы является первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии или в организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Членом профсоюза считается лицо, состоящее в первичной профсоюзной организации (ст.3 ФЗ «О профсоюзах»).

Правоспособность и дееспособность профсоюзов, объединений (ассоциаций) как юридических лиц возникают с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных организаций в реестр общественных объединений (ст.9 ФЗ «О профсоюзах»).

Принципы построения профсоюзной системы (принципы, на которых строится профсоюзная система) от верхнего до низового уровня:

Наиболее стабильная часть статуса профсоюзов как общественной организации - это права профсоюзов по представлению интересов трудящихся, участию в регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие правового статуса профсоюзов как субъекта трудового права, т.к. именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наёмного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам и организациям. Эти органы, прежде всего, профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наёмных работников. Там, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наёмных рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные права (например, при осуществлении контроля по охране труда), либо действует от имени соответствующего коллектива работников (например, при разработке и подписании коллективного договора).

Представительство интересов наёмных работников в трудовых отношениях является одновременно и правом, и обязанностью профсоюзных органов. Поскольку такое представительство основано на законе (ст. 29 ТК РФ), профсоюзные органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без доверенности с их стороны, выражая волю соответствующего трудового коллектива. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов отдельных работников - членов профсоюза.

Один из способов реализации защитной функции профсоюзов - участие в социальном партнёрстве - особой форме взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнёрской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнёрам до конструктивного взаимодействия с ними.

Права профсоюзов в сфере труда (ст.ст.11-20 ФЗ «О профсоюзах»):

Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права непосредственно обращаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза;

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.

Хотя и существует определённая дифференциация принадлежащих профсоюзам прав по уровню профсоюзных органов, рядового работника чаще интересуют конкретные права выборных первичных профсоюзных организаций, действующих на местах, - профсоюзных комитетов (профкомов) и активность профкомов в их реализации.

Профсоюзы любого уровня призваны объединять интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Но не всегда и не все профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами.

Права профсоюзов в сфере труда, как представителей работников,предусмотрены во многих статьях Трудового кодекса РФ. По формам реализации прав можно выделить разные по юридической силе действия профсоюзов:

Когда законодательство не предусматривает определённую правовую форму действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или иных вопросов, это означает, что профсоюзы вправе выражать свое мнение, а орган, полномочный принять решение, обязан это мнение выяснить. Это мнение может быть учтено при принятии решения.

Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа, принимающего решение (работодателя), но на нем должна быть отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя соответствующего профсоюзного органа. Без согласования, если оно предусмотрено законодательством, коллективным договором, такой акт юридической силы не имеет.

Требование профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их деятельности, обязательно к исполнению. Когда профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении законодательства, это требование должно быть выполнено. Лицо, в отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать.

Представительство как правовую форму деятельности профсоюзов следует отличать от их общего права представлять работников в отношениях с работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления. Использование всех форм (в том числе представительства) является реализацией представительских полномочий профсоюзов. Наглядным примером в этом отношении служит право профсоюзов по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением).

Соглашение может рассматриваться не только как форма акта, принятого на основе социального партнёрства, но и как форма деятельности профсоюзов в этих отношениях.

Такая правовая форма деятельности профсоюзов как разрешение каких-то действий администрации, ранее предусматривавшееся законодательством (например, дача санкции на увольнение), теперь в действующем Трудовом кодексе РФ отсутствует.

В прежних Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено право законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко ими использовалось. Профсоюзы разрабатывали и предлагали законодательным органам проекты социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон СССР от 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

В действующей Конституции РФ право профсоюзов на законодательную инициативу отсутствует, но оно сохранилось в конституциях и уставах ряда субъектов РФ и перенесено в принятые там законы о профсоюзах.

Право законодательной инициативы означает не только возможность предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов законов, но и встречную обязанность законодательного органа официально отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на заседание (сессию) законодательного органа, либо отклонить, но с соответствующей мотивировкой.

Возможность правотворческой инициативы перед органами исполнительной власти и работодателями у профсоюзов сохранилась, и им необходимо в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности прохождения и рассмотрения предложений в различных инстанциях.

Гарантии прав профсоюзов в сфере труда. Юридические гарантии – это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов в сфере труда входят главным образом гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобождённых от основной работы, так и гарантии освобождённым профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы, а также обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов.

Так, работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобождённые от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются; руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учёбы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Условия их освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Профсоюзным работникам, освобождённым от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при её отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.

При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобождённым профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учёбы или переквалификации - на срок до 1 года.

Время работы освобождённых профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Освобождённые профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение 2-х лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 25 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

О гарантиях работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, как освобождённым, так и не освобождённым от основной работы, см. также ст.ст. 374-376 Трудового кодекса РФ.

Предоставление работникам возможности участвовать в управлении организацией оказывает немаловажное влияние на эффективность работы организации. С помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и менеджментом компании.

Согласно ст. 52 ТК РФ, работники имеют право на участие в управлении организацией, которое может быть реализовано двумя основными способами: а) непосредственно (т.е. на собрании, конференции, путём подачи предложений работодателю и т.д.), б) через свои представительные органы (первичную профсоюзную организацию, иных избранных на общем собрании, конференции представителей).

Основными формами участия работников в управлении организациейявляются (ст.53 ТК РФ):

Представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам: