Тема 2 право собственности на природные ресурсы и право природопользования
План занятия
Государственное регулирование принадлежностью природных ресурсов
Виды собственности на природные ресурсы в Украине. Право природопользования
Общее и специальное природопользование. Сервитуты
Основания возникновения и прекращения права природопользования
Право собственностина природные ресурсы регулируется Конституцией, Гражданским кодексом и актами экологического законодательства. Оно представляет собой совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют условия их приобретения, порядок осуществления владения, пользования и распоряжения ими.
В настоящее время в Украине юридически признаются и защищаются государственная, частная и иные формы собственности. Классификация указанных форм проводится по субъектам права собственности (см. схему 15).
Государство продолжает оставаться крупнейшим собственником природных богатств страны. В соответствии с законодательством объектами государственной собственностиявляются большая часть земель, лесной и водный фонды, недра, дикая фауна и другие природные ресурсы.
Право частной собственности согласно законодательству распространяется на земельные участки и то, что расположено на них, -обособленные (замкнутые) водоемы и древесно-кустарниковая растительность(см. схему 18).
Поскольку основная часть природных ресурсов принадлежит государству, другим субъектам они предоставляются в пользование. Право природопользования -важнейший институт экологического менеджмента, который представляет собой систему норм, регулирующих порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.
Право природопользования в субъективном смысле -это совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.
Субъектами права природопользованиявыступают граждане и юридические лица, а его объектами -определенные части природных ресурсов, обособленные как физически (в натуре, на местности), так и юридически (путем оформления соответствующих юридических документов).
Право природопользования классифицируется на видыпо нескольким основаниям: по порядку и условиям пользования -на общее и специальное; по объектам на землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование и т. д.;
по срокам пользования -на бессрочное (постоянное) и срочное (временное), которое в свою очередь может быть долго- или краткосрочным.
Особое значение имеет деление права природопользования на общее и специальное. Право общего природопользованиякак гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека. Оно непосредственно вытекает из Конституции и конкретизируется в нормах текущего законодательства (лесного, водного и др.).
Право специального природопользованияозначает возможность использовать в установленном законом порядке определенные части природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением в процессе удовлетворения хозяйственных и иных интересов общества и осуществляется на основании специального юридического документа (лицензии, договора аренды, государственного акта и др.). Оно, как правило, является платным.
Таким образом, право общего и специального природопользования отличаются друг от друга по нескольким признакам: субъектам, целям и порядку осуществления, основаниям возникновения(см. схему 21).
Основаниями прекращения права специального природопользования являются юридические факты (юридические составы), конкретные перечни которых установлены в земельном, лесном, водном и т. д. законодательстве применительно к соответствующим видам природных ресурсов.
Вместе с тем можно выделить несколько оснований прекращения права природопользования, которые относятся к числу общих для всех природных ресурсов, например истечение сроков пользования, ликвидация юридического лица -природопользователя, изъятие природного объекта из пользования для государственных или общественных нужд, нарушение правил целевого использования или охраны природного объекта и др. (см. схему 22).
Схема 15. Формы собственности на природные ресурсы
- Донбасский институт техники и менеджмента международного научно-технического университета экологический менеджмент
- Тема 1. Понятие, источники и объекты экологического менеджмента
- Источники
- Нормы Конституции Украины устанавливают:
- Тема 2 право собственности на природные ресурсы и право природопользования
- Основные формы собственности на природные ресурсы
- Тема 3. Государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды
- Специально уполномоченные государственные органы
- Служба лесного хозяйства
- Тема 4. Экологический контроль и экологическая экспертиза
- Тема 5. Ответственность за нарушения экологического законодательства
- Тема 6. Правовой режим использования и охраны земель
- Тема 7. Правовой режим использования и охраны недр
- Граждане Украины и других государств Юридические лица – украинские и иностранные
- Тема 8. Правовой режим использования и охраны лесов
- Тема 9. Правовой режим использования и охраны вод
- Государственная
- Тема 10. Правовой режим использования и охраны животного мира
- Украины и иностранные
- Тема 11. Правовая охрана атмосферного воздуха
- Тема 12. Правовой режим особо охраняемых природных территорий
- Тема 13. Правовая охрана окружающей человека среды