Форма Государственного устройства
Способ территориальной организации ГОСУДАРСТВА или государств, образующих СОЮЗ. Также закреплённый в КОНСТИТУЦИИ страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств… На текущий момент выделяется три основные формы государственного устройства:
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - это единое цельное государственное образование, состоящее административно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов. 1)На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. 2)Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. 3)Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом. 4)Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным если во главе местных органов власти стает назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. (например Финляндия) . В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично назначают и частично выбирают. 5)В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. 6)Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене. 7)Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.
ФЕДЕРАЦИЯ (ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО) - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций. 1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти. 2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации. 3. Территория федерации состоит из: а) Субъектов, которые по-разному называются. б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц. 4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации. 5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации. 6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти ; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату) . Вторая часть (палаты) всегда избирается народом. 7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации.
КОНФЕДЕРАЦИЯ -это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
ПРИЗНАКИ: a) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных. б) Конфедерация не затрачивает гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе. в) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти. г) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования. д) Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется специальных документов. е) Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации. ВЫВОД: при конфедеративном устройстве государства- члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах. 4) Государственно-правовой режим
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и с населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период.Это связанно с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого государственного механизма.В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов различают Демократический, Авторитарный и Тоталитарный государственно-правовые режимы.
Тоталитарный политический режим
Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Признаки тоталитарного политического режима:
1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;
2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;
3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;
4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено». К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.
Авторитарный политический режим
Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Признаки авторитарного политического режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению.
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;
4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
В число авторитарных режимов включают:
абсолютные и дуалистические монархии;
военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
теократию;
персональные тирании.
Демократический политический режим
Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».
Базовые принципы демократического режима власти:
1. Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);
2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;
3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;
4. Реализация принципа разделения властей. Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;
5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».
- Теории происхождения Права и Государства
- Форма Государственного правления
- По формам правления государства подразделяются на монархии и республики: респуб.Крыло
- Монарх.Крыло
- Форма Государственного устройства
- Основные функции государства.
- Понятие и признаки правовых норм
- 8) Способы и виды толкования норм права
- 9) Акты официального толкования норм права
- 1. Классификация по наименованию.
- 2. Классификация по юридической силе.
- 3. Классификация по времени действия.
- 4. Классификация по структурным элементам правовых норм. По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на:
- 5. Классификация по сфере действия.
- 10) Деление права на публичное и частное. Основные материальные и процессуальные отрасли российского права.
- 11) Основы конституционного строя рф
- 12) Права и свободы человека и гражданина.
- 16) Предмет административного права (Регулирования)
- 17) Администрати́вное пра́во (Принципы,источники и системы)
- 1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
- 2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
- На Федеральном уровне:
- На Региональном уровне:
- 18) Федеральные органы исполнительной власти рф (Структура,задачи и функции)
- 19) Административное правонарушение
- 20) Основные виды административных правонарушений
- 23) Понятие и признаки преступления
- 2. То же деяние, причинившее крупный ущерб или совершенное из корыстной заинтересованности, -
- 3. Истечение сроков давности.
- 4. Наличие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также ввиду помилования отдельных лиц.
- 34) Понятие подсудность в уголовном процессе
- 35) Участники уголовного процесса
- 36) Доказательства в уголовном процессе
- Классификация доказательств
- Виды доказательств
- 37) Возбуждение уголовного дела. Дознание и предварительное следствие.
- 38) Производство в суде первой инстанции.
- 39) Особый порядок судебного разбирательства.
- 40) Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.
- 42) Исполнение приговора.
- 44) Особый порядок уголовного судопроизводство.
- 45) Основные начала гражданского законодательства. Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
- Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
- Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права
- 46) Лица в гражданском праве.
- 47) Объекты гражданских прав.
- I. Материальные блага
- 48) Право собственности и другие вещные права
- 49) Общее положение об обязательствах.
- 50) Характеристика договора купли-продажи.
- 51) Характеристика договора аренды.
- 52) Характеристика договора порядка.
- 53) Характеристика договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Статья 769.
- 56) Трудовой договор
- 57) Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушении.
- 58) Предмет и система информационного права.
- 59) Информация как объект права.
- 60) Общеотраслевой институт документа. Документ в электронной форме отображения и электронная подпись.
- 62) Общая характеристика института государственной тайны.
- 63) Общая характеристика института служебной тайны.
- 64) Общая характеристика института коммерческой тайны.
- 65) Понятие и характеристика персональных данных.
- 66) Общая характеристика института профессиональных тайн.
- 68) Основные положения Федерального закона «Об использовании атомной энергии»