logo
Тема 4

4. Государственное регулирование и контроль в торговле.

В целях государственного регулирования отношений между сторонами в производстве и реализации продовольственных товаров был принят Федеральный закон от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), вступивший в силу в феврале 2010 года. Указанный нормативный акт внес существенные изменения в правовое регулирование российской торговли, в частности, установил полномочия органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органов местного самоуправления в торговой сфере, определил требования к организации и ведению торговой деятельности и обозначил меры по ее развитию.    Закон N 381-ФЗ официально закрепил понятия, традиционно используемые в торговой деятельности.     Так, в статье 3 Закона N 381-ФЗ определены понятия оптовой и розничной торговли, которые, впрочем, полностью совпадают с понятиями опта и розницы, закрепленными в гражданском праве Российской Федерации. Теперь официально закреплено общее понятие торгового объекта и перечислены их виды. Кроме того, определено понятие "торговой сети", под которой понимается совокупность двух и более торговых объектов, находящихся под общим управлением, или которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.     Крайне важным представляется введение официального термина продовольственных товаров, к которым Закон N 381-ФЗ относит продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированную питьевую воду, алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательную резинку, а также пищевые и биологически активные добавки.       Понятно, что государственное регулирование может осуществляться с помощью определенных методов, которым в Законе N 381-ФЗ посвящена статья 4.     Из указанной нормы следует, что в целях Закона N 381-ФЗ государственное регулирование торговли осуществляется посредством:     - установления требований к ее организации и осуществлению;     - антимонопольного регулирования в этой области;     - информационного обеспечения торговой деятельности;     - государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.  Рассмотрим несколько подробнее, в чем заключается каждый из методов государственного регулирования торговой деятельности, закрепленных Законом N 381-ФЗ.  Первому из них - установлению требований к организации и осуществлению торговой деятельности посвящена одноименная глава 2 Закона N 381-ФЗ, определяющая:     - права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность (далее - продавцы), хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (далее - поставщики), при организации торговой деятельности и ее осуществлении (статья 8 Закона N 381-ФЗ);     - права и обязанности продавцов и поставщиков продовольственных товаров в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров (статья 9 Закона N 381-ФЗ);     - особенности размещения нестационарных торговых объектов (статья 10 Закона N 381-ФЗ);     - требования к организации ярмарок и продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на них (статья 11 Закона N 381-ФЗ).       К методу антимонопольного регулирования в торговле Закон N 381-ФЗ относит:     - антимонопольные правила для продавцов и поставщиков продовольственных товаров (статья 13 Закона N 381-ФЗ);     - ограничение приобретения или аренды дополнительной торговой площади для тех лиц, торгующих через торговые сети (далее - сетевики), у которых за предыдущий финансовый год доля реализованных продовольственных товаров в финансовом выражении превысила 25% от всего объема продаж указанных товаров по региону (статья 14 Закона N 381-ФЗ);     - антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (статья 15 Закона N 381-ФЗ).       Содержанию такого метода, как информационное обеспечение торговой деятельности, посвящена статья 20 Закона N 381-ФЗ.     Из указанной статьи Закона N 381-ФЗ следует, что в целях повышения эффективности управления в торговле и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. Причем полномочия по ее созданию с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации, Закон N 381-ФЗ делегировал Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).     Обращаем Ваше внимание на то, что Положение о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 г. N 887 "О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации".     В состав обязательной информации, размещаемой на портале Минпромторга России и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти регионов, Закон N 381-ФЗ относит:     - информацию о решениях, принятых Минпромторгом России по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли;     - информацию об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;     - информацию о среднем уровне цен на отдельные виды товаров;     - иную определенную Минпромторгом России информацию.     При этом указанная информация подлежит ежеквартальному обновлению.       Помимо всего прочего, в рамках данного метода государственного регулирования Закон N 381-ФЗ возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации формирование специальных торговых реестров, включающих в себя сведения о продавцах и поставщиках товаров (за исключением производителей) и о состоянии торговли на территории соответствующего региона.     Указанные реестры ведутся регионами на бесплатной основе, при этом Закон N 381-ФЗ запрещает взимать плату за выдачу сведений, внесенных в торговые реестры. Сведения, содержащиеся в торговых реестрах, предоставляются физическим лицам, юридическим лицам бесплатно в порядке, установленном Минпромторгом России.     При этом Закон N 381-ФЗ обязывает представлять обобщенные сведения из торгового реестра в Минпромторг России и Росстат ежеквартально не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.     Ну и наконец, последний метод - государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Закона N 381- ФЗ, а также муниципальный контроль в этой области.     В рамках данного метода Закон N 381-ФЗ определил, что:     - государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Закона N 381-ФЗ, а также муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".     - государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона N 381-ФЗ, проводится Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) и ее территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 Закона N 381-ФЗ, ФАС России и ее территориальные органы принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".       В целях реализации установленных методов государственного регулирования торговой деятельности Закон N 381-ФЗ четко разграничил полномочия. Так, к компетенции Правительства Российской Федерации Закон N 381-ФЗ относит:     - утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;     - утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах городов федерального значения, муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определение доли объема всех реализованных продовольственных товаров сетевиком (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год.       В функции федеральных органов исполнительной власти Законом N 381-ФЗ отнесены:     - утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;     - утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о продавцах и поставщиках продовольственных товаров (за исключением производителей товаров) и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре.       В свою очередь органы местного самоуправления наделены полномочиями в части создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, а именно:     - предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;     - разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;     - принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность имущества, находящегося в муниципальной собственности;     - проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.