Сравнительная характеристика учреждений различных типов
После вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения будут отличаться друг от друга своим правовым статусом, т. е. теми возможностями, которые получит их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение будет максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения будут иметь больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет предоставлять им финансовых гарантий.
Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметят перемен. Бюджетные учреждения, которые станут казенными, получат еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом будут работать как и прежде. Принципиальные изменения произойдут только в деятельности бюджетных учреждений. Можно сказать, что существующее в настоящее время бюджетное учреждение наиболее близко по своим возможностям к будущему казенному учреждению, новое же бюджетное учреждение станет ближе к современному автономному.
Различия между учреждениями новых типов можно представить в виде таблицы.
Критерии сравнения | Типы учреждений | ||
Казенное | Бюджетное | Автономное | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Основные направления деятельности | Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции | Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления | Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления |
2. Сферы, в которых может быть создано | В любых | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах | В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами |
3. Способ финансирования | За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы | На основе финансирования государственного или муниципального задания | На основе финансирования государственного или муниципального задания |
4. Способ доведения денежных средств | По бюджетной смете | Через субсидии ("одна строка") | Через субсидии ("одна строка") |
5. Учет иных доходов в процессе финансирования | Иные доходы учитываются при определении объема финансирования | Размер субсидии не зависит от иных доходов | Размер субсидии не зависит от иных доходов |
6. Право на ведение приносящей доход деятельности | Должно быть предусмотрено учредительными документами | Должно быть предусмотрено учредительными документами | Должно быть предусмотрено учредительными документами |
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности | Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ | Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения | Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения |
8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности | Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности | Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности | Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности |
9. Выделяемые виды имущества | Не выделяются | Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств | Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств |
10. Распоряжение имуществом | Распоряжается с согласия собственника | Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно | Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно |
11. Ответственность учреждения перед кредиторами | Отвечает денежными средствами | Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств | Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств |
12. Субсидиарная ответственность учредителя | Есть | Нет | Нет |
13. Органы управления | Не меняются | Не меняются | В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет |
14. Порядок заключение крупных сделок, сделок "с заинтересованностью" | Обычный порядок | С согласия учредителя | С согласия учредителя либо наблюдательного совета |
15. Заключение контрактов | От имени учредителя | От своего имени | От своего имени |
16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" | Распространяется | Распространяется | Не распространяется |
17. Возможность получать займы, кредиты | Не могут | Могут с учетом установленных законом ограничений | Могут |
18. Возможность создания иных юридических лиц | Отсутствует | Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника | Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника |
Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений: казенное учреждение – это "государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы"; бюджетное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".
Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение – это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами".
При анализе данных определений следует обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. В определениях бюджетного и автономного учреждений про возможность исполнения ими государственных (муниципальных) функций не упоминается. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным.
Во-вторых, все три типа учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Если соответствующего полномочия у органа государственной власти или местного самоуправления нет, создание учреждения невозможно.
В-третьих, в определении казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, т. е. оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе № 83-ФЗ. Необходимо отметить, что речь идет о неограниченном перечне. Однако перечисление задает примерное направление для понимания того, в каких сферах должно работать бюджетное учреждение. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что это основные сферы, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.
Что касается автономного учреждения, то оно может быть создано только в строго ограниченных случаях. Изначально, при принятии Закона № 174-ФЗ, перечень сфер, в которых допускалось создание автономных учреждений, был ограничен. Позднее в закон внесли изменения, и перечень стал открытым. Данное решение привело к появлению большого числа автономных учреждений, которые фактически являлись коммерческими юридическими лицами. Цель их создания заключалась в том, чтобы обойти нормы законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На данный момент разрешается создавать автономное учреждение в сферах, перечисленных в Законе от № 174-ФЗ, а также в иных случаях, но только если эти случаи прямо определены на уровне федерального закона. Таким образом, если та отрасль, которая не была прямо упомянута, внесет норму о возможности создания автономного учреждения в свой отраслевой закон, автономные учреждения в этой сфере смогут существовать, если же нет, то создать их будет нельзя, а уже созданные надо будет реорганизовать или ликвидировать.
Нормативные документы
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010)
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) (ред. от 27.12.2009)
Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.10.2007)
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред. от 08.05.2010)
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 19.05.2010)
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 17.06.2010)
Справочник руководителя образовательного учреждения
2010 № 9