logo
МПП (готовое)

53. Правовой режим континентального шельфа.

Шельф — это окаймляющая ма­терик отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т.е. до склона.

Правовой режим. Он определяется Конвенцией о конти­нентальном шельфе 1958 г. и Конвенцией по морскому праву 1982 г.: "Прибрежное государство осуществляет над континен­тальным шельфом суверенные права в целях разведки и раз­работки его естественных богатств" (соответственно ст. 2 и ст. 77).

Для прав прибрежного государства в отно­шении континентального шельфа характерны два основных признака: 1) целевой характер — разведка и разработка есте­ственных богатств; 2) исключительность, т. е. бесспорная при­надлежность данному прибрежному государству.

Согласно Федеральному закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. РФ осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;

2) исключительное право разрешать и регулировать буро­вые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искус­ственных островов, установок и сооружений;

4) юрисдикцию в отношении морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды, прокладки и экс­плуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).

Компетентные органы РФ в установленном законом поряд­ке выдают разрешение на использование ресурсов континен­тального шельфа юридическим и физическим лицам.

Охрана биологических ресурсов континентального шельфа возложена на Федеральную пограничную службу РФ.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осу­ществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими нормами международного права.

В целях разведки и разработки государство вправе возво­дить на континентальном шельфе сооружения и иные установ­ки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиу­сом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безо­пасности вокруг них не должны быть помехой на обычных мор­ских путях, имеющих существенное значение для международ­ного судоходства.

Исследования на континентальном шельфе могут осущест­вляться с согласия прибрежного государства.