logo
Spravochnik_sledovatelya_Osmotr_mesta_proisshestv

Узлы и агрегаты моторного отсека легкового автомобиля:

.

1 – двигатель; 2 – бачок омывателя; 3 – корпус воздушного фильтра; 4 – топливный насос; 5 – вакуумный усилитель; 6 – главный цилиндр тормоза; 7 – блок реле и предохранителей; 8 – расширительный бачок; 9 – аккумуляторная батарея; 10 – распределитель зажигания; 11 – радиатор; 12 – место установки таблички с заводским номером (VIN)

1 – шпингалет запора борта; 2 – борт платформы; 3 – защитная полоса габаритного бруса; 4 – соединительная планка борта; 5 – крюк запора борта; б – металлическая окова; 7 – дверь кабины; 8 – опускаемое стекло двери; 9 – крыша кабины; 10 – вентиляционные люки; 11 – стеклоочиститель; 12 – ветровое стекло; 13 – зеркало заднего вида; 14 – переднее крыло; 15 – капот; 16 – облицовка радиатора; 17 – фара; 18 – передний габаритный фонарь (указатель поворота); 19 – буксирный крюк; 20 – передний буфер (бампер); 21 – передний номерной знак; 22 – балка переднего моста; 23 – шина; 24 – диск колеса; 25 – крышка ступицы колеса; 26 – подножка кабины; 27 – запасное колесо; 28 – брызговик колеса; 29 – ящик для инструмента

1 – стекло заднего окна; 2 – боковой вентиляционный люк; 3 – вентиляционный люк на крыше; 4 – передняя дверь; 5 – крышка багажного отсека; 6 – боковое окно; 7 – шаг сиденья; 8 – сдвоенное сиденье; 9 – сиденье водителя; 10 – ширина прохода; 11 – продольная балка крыши; 12 – плафон внутреннего освещения; 13 – багажная полка; 14 – панель пола; 15 – багажный отсек; 16 – панель днища кузова; 17 – продольная балка пола; 18 – стойка сиденья; 19 – обивка сиденья

Способы фиксации повреждений и иных следов на АТС. В процессе осмотра АТС обнаруженные повреждения и иные следы фиксируются в протоколах осмотра места ДТП или осмотра и проверки технического состояния ТС с указанием вида и формы повреждения (вмятины, трещины, разрывы); размеров: длины, ширины, глубины и локализации по отношению к недеформированным частям (узлам, деталям) АТС.

Фиксируется также высота расположения верхней и нижней границ следа от дорожного покрытия. При фиксации направления очень важно указывать деталь АТС у границ следа.

Контрольное торможение на месте ДТП и выявление технического состояния АТС. Осмотр ТС позволяет выявить дефекты, с которыми запрещается эксплуатация АТС и установить, соответствует ли работа механизма предъявляемым к нему техническим требованиям.

Необходимо проверять комплектность агрегатов и соответствие деталей марке автомобиля.

Особое внимание нужно уделять техническому состоянию агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность: тормозной системе, рулевому управлению, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.

Важное значение для дальнейшего расследования дела имеет получение данных об эффективности тормозной системы автомобиля.

Эти данные необходимо получить сразу на месте ДТП путем производства контрольного (на «юз») торможения автомобиля на участке дороги, где произошло ДТП.

При проведении испытания, торможение осуществляют резким воздействием на педаль тормоза, проверяемой тормозной системы. Скорость автомобиля при этом 40 км/ч, экстренное торможение осуществляется до полной остановки испытуемого автомобиля. Затем замеряется тормозной след (след «юза») до оси автомобиля.

Особенности осмотра грузовых автомобилей иностранного производства. При их осмотре следует обращать внимание на специальный прибор – тахограф, который выглядит как спидометр со встроенными часами, он закрыт на ключ с двумя положениями (по одному на каждого водителя). Прежде чем открывать прибор, необходимо зафиксировать, в каком положении находится ключ, затем открыть прибор и изъять тахограмму, которая представляет собой круглый лист бумаги, на котором этот прибор фиксирует в графическом виде время в пути и скорость автомобиля. Естественно, что эти действия должны производиться и фиксироваться в протоколе.

При установлении в ходе осмотра данных о дорожной обстановке определяются и фиксируются:

1. Видимость дороги с рабочего места водителя, обзорность (в темное время суток с включением света фар).

Дальность видимости определяют экспериментально:

при определении дальности общей видимости наблюдатель с места водителя замечает место, до которого в свете фар просматривается дорога перед автомобилем. Ориентирование облегчается при наличии продольной разметки на проезжей части или столбиков ограждения на обочине. При отсутствии отчетливых ориентиров один из участников эксперимента медленно уходит от автомобиля вперед, держа на высоте 15-20 см от поверхности дороги лист белой (зимой на заснеженной дороге – красной, зеленой) бумаги. Лист попеременно поворачивают к наблюдателю плоскостью или ребром. Когда наблюдатель перестает различать бумагу на общем фоне, он дает сигнал остановиться. После чего замеряется расстояние до передней части автомобиля;

при определении конкретной видимости на препятствие автомобиль с небольшой скоростью (1-1,5 м/с) приближается к данному препятствию. Наблюдатель, сидящий на месте водителя, и расположенные рядом понятые наблюдают за проезжей частью. Когда препятствие хорошо различимо по внешним признакам, автомобиль останавливают и замеряют расстояние между его передней частью и препятствием;

2. Интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов.

3. Наличие неподвижных препятствий.

4. Наличие дорожных знаков, их расположение и видимость при движении транспортного средства, зона их действия.

5. Ориентация дороги по сторонам света и по отношению к населенным пунктам.

6. Ширина проезжей части, правой и левой обочин.

7. Количество полос и рядность движения, разметка проезжей части.

8. Форма перекрестка, его размеры, значимость дорог.

9. Наличие и характеристика кюветов, газонов, бордюрных камней, тротуаров, пешеходных дорожек и т. д.

10. Наличие светофорных объектов и цикл их работы. При изучении дорожных условий фиксируются:

тип покрытия проезжей части (асфальт, бетон, мерзлый асфальт, грунт и т. д.);

качество покрытия (ровная поверхность, наличие выбоин или других дефектов, их расположение);

состояние покрытия (сухое, мокрое, гололед и т. д.);

наличие наслоений на дорожном покрытии (грязь, песок, гравий, масло и т. п.);

уклон дороги: продольный и поперечный (в градусах); криволинейность дороги и радиусы закруглений.

При фиксации местоположения транспортных средств на проезжей части необходимо определять их координаты как по ширине, так и по длине части, причем для «привязки» выбирается не менее двух базовых точек автомобиля, определяемых двумя размерами; при наличии прицепа его расположение фиксируется таким же образом. Целесообразно за базовую точку на автомобиле принимать точку наружного края беговой дорожки протектора под осью колеса.

С помощью технико-криминалистических средств фиксируются и изымаются обнаруженные следы (или слепки с них), а также предметы, имеющие значение для расследования (части и детали транспортных средств, осколки стекол и т. д.).

При осмотре следов движения определяются и фиксируются не только их расположение и вид (прямые, извилистые и т. п.), но и место их перехода в следы торможения или заноса. Особое внимание уделяется обнаружению и фиксации следов торможения, по длине которых рассчитывается скорость движения транспортного средства. При осмотре следов торможения необходимо установить и зафиксировать их начало, длину и вид (сплошные, прерывистые), их интенсивность, расположение в определенной части дороги (улицы) по ширине, а также различия в следах, оставленных правыми, левыми, передними и задними колесами. Если след торможения не прямолинейный, то его следует «привязать» к краю проезжей части в нескольких местах. Если тормозной след проходит по участкам с различным состоянием покрытия, то наряду с определением общей протяженности этого следа необходимо указать его протяженность на каждом участке в отдельности.

При осмотре места ДТП нередко возникает необходимость в установлении направления движения участвовавших в происшествии транспортных средств. Признаки, по которым можно определить направление движения, содержатся в следах колес, следах контакта деталей транспорта с предметами окружающей обстановки, в отделившихся от транспортных средств веществах и предметах. В ряде случаев для установления направления движения используются следы, образовавшиеся не только в процессе движения, но и в результате остановки транспортного средства (отпечатки сдвоенных задних колес грузовых автомобилей, расположение пятен эксплуатационных жидкостей, конденсата, выхлопных газов и др.).

Если водитель на транспортном средстве скрылся с места происшествия, необходимо выявить и зафиксировать следы, позволяющие установить тип, марку, модель транспортного средства. К ним относятся:

следы протекторов шин;

ширина беговой дорожки, колея;

вмятины, царапины, следы скольжения, оставленные на неподвижных предметах (деревьях, столбах, стенах домов и т. п.) в месте ДТП;

отдельные части транспортных средств, кусочки лакокрасочного покрытия (ЛКП) и грязь, отделившаяся от транспортного средства, упавший или рассыпанный груз, следы смазочных материалов;

характерные следы контакта выступающих частей движущегося транспортного средства с телом пострадавшего (выявляются и фиксируются совместно с судебно-медицинским экспертом).

Результаты такого исследования сообщить следователю и оперативным работникам, которые будут использованы для розыска.

Если с места происшествия скрылся только водитель, то необходимо выявить, зафиксировать и изъять следы обуви водителя (на грунте и на полу кабины транспортного средства), следы рук водителя на внутренних и наружных поверхностях транспортного средства, волокна и волосы на месте водителя.

При осмотре мест столкновений важно установить следы первоначального контактирования, по которым возможно определить направление движения транспортных средств и их взаимное положение. При поиске следов первичного контакта следует учитывать парный характер следов, то есть повреждениям на одном транспортном средстве соответствуют повреждения или выступающие части на другом.

Анализируя такие следы, необходимо обращать внимание не только на объемные оттиски соответствующих деталей, но и на наслоения частиц ЛКП, пластмассы или резины другого транспортного средства. Исследуя повреждения на транспортных средствах, необходимо изучать каждый след в отдельности, сопоставляя его с другими. Оценивая всю совокупность следов, можно судить о происхождении того или иного следа, месте первоначального контактирования, последовательности образования повреждений, элементах механизма происшествия.

При осмотре и проверке технического состояния транспортных средств, причастных к ДТП, специалист оказывает консультационную помощь следователю и сотрудникам ГИБДД.

Кроме того, он участвует в изъятии сломавшихся или рассоединившихся деталей и неисправных узлов и агрегатов, нарушения в работе которых могли вызвать или оказать влияние на возникновение данного происшествия.

При повреждении шин колес обязательное их изъятие на месте ДТП. При разрушении либо неисправности приборов световой сигнализации (указатели поворотов, стоп-сигнал и т. п.) в любое время суток, а также внешних световых приборов в темное время суток обязательное изъятие ламп данных световых приборов.

Для оценки технического состояния тормозной системы транспортного средства необходимо произвести на месте происшествия, если это возможно, контрольное торможение согласно требованиям ГОСТ 25478-82 (методические рекомендации «Определение и применение в экспертной практике параметров торможения автотранспортных средств»). Результаты контрольного торможения необходимо занести в протокол.

В целях выяснения механизма ДТП необходимо при осмотре места происшествия установить:

следы, определяющие характер и направление (полосу) движения транспортного средства и препятствия (если оно перемещалось);

следы, определяющие характер взаимодействия транспортного средства с препятствием, другим транспортным средством, пешеходом при контактировании и после него;

следы заноса или опрокидывания;

неисправные узлы или детали транспортных средств и влияние неисправностей на развитие ДТП.

Установление места столкновения или наезда при осмотре места происшествия производится на основе изучения и анализа (локализации, характера) следов транспортных средств на дороге, следов деталей транспортных средств, поврежденных при ДТП; следов на транспортных средствах; следов обуви, одежды, крови пострадавших; предметов и веществ, отделившихся от транспортных средств; вещей пострадавших; положения транспортных средств на месте ДТП.

Признаки наезда на пешехода. Расположение места наезда на пешехода является одним из отправных данных для исследования этого вида происшествия. Данные о расположении места наезда в продольном направлении позволяют установить, когда произошел наезд – до начала торможения или в процессе торможения и на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до наезда. Это необходимо знать при решении вопроса о технической возможности у водителя предотвратить наезд на пешехода.

Данные о расположении места наезда в продольном направлении дают возможность также судить о действиях пешехода – соответствовали ли они требованиям Правил дорожного движения.

Важное значение также имеют данные о расположении места наезда по ширине проезжей части дороги, позволяющие определить время, которым располагал водитель для принятия мер, и решить вопрос о технической возможности предотвратить наезд.

Основные признаки места наезда:

1. Следы сдвига обуви на дороге в момент удара наиболее точно определяют место наезда. Они хорошо заметны на влажном грунте, грязи, песке, снегу и малозаметны на асфальте, щебеночном и гравийном покрытии. Эти следы возникают, как правило, на большом удалении от места расположения других причастных к происшествию объектов, быстро затаптываются и поэтому редко фиксируются при осмотре места происшествия.

2. Следы отброшенного ударом тела пешехода при скольжении его по поверхности дороги также хорошо видны на грунте, грязи, песке, снегу и малозаметны на твердых покрытиях, если не остается следов крови. Пересечение этих следов или их направлений со следами колес ТС указывает на место наезда, когда при скользящем ударе тело пешехода отбрасывается под углом к направлению движения ТС.

3. Следы перемещения находившихся у пострадавшего вещей в виде царапин и потертостей обнаруживаются только на мягкой или рыхлой поверхности. Пересечение направления нескольких следов между собой либо с направлением следов колес ТС достаточно точно указывает на место наезда.

4. Следы колес ТС позволяют определить расположение места наезда по ширине полосы движения, если на ТС установлено место, которым нанесен удар.

5. Участок осыпавшихся с нижних частей ТС пыли и земли располагается в непосредственной близости от места наезда. Этот признак можно обнаружить в некоторых случаях (сравнительно редких) при сильном загрязнении нижних частей ТС, на чистой поверхности асфальта, при наезде ТС с высокой скоростью.

6. Расположение отделившихся от ТС в момент удара частиц ЛКП.

7. Участок рассеивания осколков стекол, находившихся в вещах пешехода, сыпучих тел, жидкости, других предметов, отделившихся при ударе. По месту расположения таких участков место наезда можно определить исходя из условия, что эти объекты смещаются от места удара по инерции за время свободного падения.

Признаки места столкновения ТС. Место столкновения ТС может быть установлено по признакам, зафиксированным в материалах дела (протоколах осмотра, схемах, фотоснимках). Информативность этих признаков различна. Некоторые дают возможность установить место столкновения с достаточной точностью, другие – приближенно, третьи могут быть лишь дополнительным подтверждением расположения места столкновения, определенного другими путями. Вывод о расположении места столкновения должен быть основан на исследовании совокупности всех таких признаков.

Основные признаки, с помощью которых устанавливают место столкновения ТС, могут быть подразделены на 5 групп: следы перемещения ТС; следы перемещения отброшенных объектов; расположение отделившихся от ТС объектов; расположение ТС после происшествия; повреждения ТС полученные при столкновении.

Первая группа следов характеризуется следующими признаками:

резкое отклонение следа колеса от первоначального направления (при эксцентричном ударе по ТС или по переднему колесу);

боковой сдвиг незаблокированного колеса или боковой сдвиг следа юза колеса (наиболее точно определяет положение ТС при столкновении);

прекращение следа юза возникает при ударе в результате дополнительной нагрузки на колесо;

образование следа проскальзывания колеса при заклинивании деформируемыми частями;

образование следа колеса при выходе воздуха из шины, поврежденной ударом;

следы колес обоих ТС перед столкновением (определяют положение ТС в момент столкновения по месту их пересечения с учетом взаимного расположения при ударе);

следы трения деталей ТС о дорожное покрытие при деформации кузова или при разрушении ходовой части в момент удара.

Вторая группа следов характеризуется следующими признаками:

следы тяжелых объектов (отделившихся от ТС частей, упавшего груза и др.) в виде царапин, притертостей. В начале их образования они имеют направление к месту отделения от ТС (близкое к месту столкновения).

Определение места столкновения по месту пересечения направлений таких следов тем точнее, чем их больше установлено.

Третья группа следов характеризуется расположением отделившихся от ТС объектов:

осыпи земли (грязи) с деформируемых ударом и других нижних поверхностей ТС. Осыпь мельчайших частиц остается практически непосредственно на месте удара. Более крупные частицы могут смещаться по инерции в направлении движения ТС. Для более точного установления расположения ТС в момент удара необходимо знать, какому ТС принадлежит опавшая земля;

участка рассеивания частиц лакокрасочного покрытия (ЛКП). Эти частицы, обладая малой инерцией, опадают в непосредственной близости от места столкновения и частично рассеиваются в направлении движения ТС после удара. Возможно их смещение потоками воздуха;

участка осколков стекла. Позволяет приближенно судить о месте столкновения, когда их свободному падению не препятствовали поверхности, от которых могло происходить рикошетирование. Расположение наибольшего числа отделившихся от ТС при ударе объектов позволяет судить о месте столкновения приближенно, с учетом возможного их смещения от места столкновения после удара. Расположение отдельных крупных частей, как правило, не может служить признаком для установления места столкновения.

Четвертая группа следов - расположение ТС после происшествия:

расположение обоих ТС после продольного встречного столкновения на одной стороне проезжей части – признак того, что столкновение произошло на этой же стороне проезжей части;

расположение обоих ТС в непосредственной близости от места столкновения при движении во встречном направлении параллельными курсами до столкновения позволяет определить поперечное смещение центра тяжести одного их них от места, где был нанесен удар.

Пятая группа следов повреждения ТС, полученные при столкновении:

расположение повреждений ТС от контакта друг с другом дает возможность определить их взаимное расположение в момент столкновения и уточнить место столкновения, если установлены расположение и направление движения одного из них в момент столкновения;

направление деформаций, определяющее направление удара, позволяет установить возможное смещение ТС от места столкновения и по его расположению после происшествия уточнить место столкновения;

характер деформаций дает возможность установить угол столкновения ТС и расчетным путем определить значение интервала между двигавшимися параллельными курсами ТС перед поворотом одного из них на полосу другого (исходя из предельного по сцеплению радиуса поворота). Это позволяет уточнить место столкновения по ширине полосы движения;

расположение повреждений на нижних частях ТС, которыми были оставлены трассы на дороге при столкновении, дает возможность уточнить положение ТС по ширине полосы его движения при образовании этих трасс у места столкновения.

Объективная оценка данных о механизме ДТП позволяет сформировать версию о происшествии в целом или его возможных вариантах.