logo
авторское право

Функции и принципы авторского права.

Под ф. права понимают основные направления, по которым происходит регулирование той или иной сферы общественных отношений (отношение между людьми).

Выделяются 2 основные функции:

- регулятивные (устанавливаются правила поведения (правовые нормы) для тех или иных общественных отношений)

- охранительная (установленные правила поведения защищаются государством от нарушений с помощью различных санкций (наказаний))

В авторском праве выделяются 5 основных функций:

  1. Авторское право стимулирует деятельность по созданию произведений науки, литературы, искусства.

  2. Авторское право закрепляет признание авторства и охрану произведений науки, литературы, искусства.

  3. Авторское право устанавливает режим использования произведения.

  4. Авторское право наделяет авторов имущественными и личными неимущественными правами.

  5. Авторское право создает условия для широкого использования произведения в интересах общества.

Принципы авторского права – это основные идеи и начала, которые обладают универсальностью и общезначимостью

Установлены ст. 1 ГК.

+

  1. Принцип свободы творчества, кот закреплен в статье 44 Конституции РФ, конкретизируется тем, что в РФ запрещена цензура произведений науки, литературы, искусства. Авторское право охраняет все произведения, независимо от их назначения, достоинств и способа выражения.

  2. Принцип сочетания интересов автора с интересами общества. Здесь за авторами признаётся монопольное право на использование созданного ими произведения. Сегодня ничем не ограниченная монополия автора необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут носит обширный характер, так как в конституционном порядке закреплено право членов общества на участие в культурной жизни и пользования достижениями культуры. (п. 2 ст.44 К)

  3. Принцип неотчуждаемости личных, неимущественных прав авторов. По российскому а.п. личные неимущественные права авторов не могут перейти к другим лицам, даже если сам автор выразил на это свое согласие. Подобные соглашения не имеют юридической силы и являются недействительными. Право на авторство, авторское имя не переходят по наследству и в случаях т.н. свободного использования произведений обязательно указание имени автора.

  4. Принцип свободы авторского договора. Этот принцип базируется на общем принципе свободы договора. Т.е. понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательством договор. Стороны могут заключить договор, в котором могут содержаться элементы различных договоров. Условия договоров определяются по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом. Содержится в статье 421 гк.

Во всех определениях подчеркивается, что произведение – это нематериальная плата. Оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим различают само произведение, имеющее нематериальную сущность и форму его воплощения, т.е. вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (рукопись, рисунок, нотная запись и т.д.)

При этом связь произведения со своим мат. носителем м.б. неразрывной. Как картина и скульптура, как результат труда художника настолько тесно связано с формой, в которую они обличены, что составляют с ней одно неделимое целое.

Несмотря на это единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности. (По сути, эти объекты становятся вещью)

Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведения как систему идей, мыслей и образов в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведения сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено.

Практическое значение это имеет лишь тогда, когда сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение м.б. кем-то воспроизведено по памяти.

Не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права.

Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения. В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи с чем сущ-ет множество определений.

Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Показательным творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. По юридической трактовке новизна рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.д.

Произведения как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, если оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в форме творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми. Следовательно, не существует практической надобности в их правовой охране.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он д.б. воплощен в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, ноты), устной, публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки, звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, оптической и т.д.), изображения (рисунок, чертеж, кадр). Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера этой связи в юридической литературе существует 2 позиции. По мнению одних, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения. Т.е. само наличие у произведение объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, музыку можно воспроизвести с того момента, как только она прозвучала. Автору необязательно прибегать к записи. Другие полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения. Закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия автора.

Законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Защита подобных нигде не зафиксированных произведений, например лекций, докладов, сообщений, особенно защита их от искажения считается чрезвычайно сложной, но в принципе, она может быть обеспечена.

Ст. 1259 регулирует различные аспекты объектов авторского права. Способы их выражения, форму, основание возникновения прав на них, а также указывает, какие результаты интеллектуального труда признаются, а какие не могут признаваться объектами авторского права. То есть статья устанавливает круг объектов авторского права.

В п.1 ст. 1259 объекты авторского права подразделяются в зависимости от способа их выражения: первыми указаны литературные произведения, имея ввиду все возможные жанры таких произведений в прозе и в стихах (роман, повесть, драма, поэма, баллада, эпиграмма).

Следом идут драматические и музыкально-драматические произведения. Эти произведения с одной стороны близки к литературным произведениям, особенно драматические, но с другой стороны предназначены для театральной постановки, поэтому их называют вместе с хореографическими произведениями и пантомимами театральными произведениями.

После музыкально-драматических и хореографических произведений следуют произведения музыкальные с текстом или без текста. Они воспринимаются непосредственно, в результате живого исполнения или путем прослушивания аудиозаписи или просмотра концерта, музыкального фильма и т.д., которые называются аудиовизуальными произведениями.

Далее следует произведение изобразительного искусства, архитектуры и другие произведения художественно-пространственных решений. Сюда относятся произведения дизайна, декоративно-прикладного, сценографического, садово-паркового искусства.

Фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичными фотографии, представляют собой особую группу в том смысле, что не все оригинальные фотографии признаются произведениями. В то же время отграничить фотоснимок от фотографического произведения чрезвычайно сложно, поэтому во многих странах фотографии считаются объектом смежных прав.

Последними указаны произведения, выраженные не в литературной форме, а в форме карт, планов, эскизов, к их числу относятся географические карты. Перечень произведений, изложенный в п. 1, не носит исчерпывающего характера.

В п.1 указаны и программы для ЭВМ, поскольку они являются объектами со своей специфической формой выражения.

В п.2 ст. 1259 дается перечень произведений, которые не являются оригинальными.

Творческий характер может носить подбор или расположение произведений или других материалов, при этом производные и составные произведения могут быть отнесены к различным видам объектов авторских прав.

В п.3 указываются те формы, в которых могут существовать произведение. Форма произведения имеет 2 аспекта:

Во-первых, как основа правовой охраны произведения, то есть те характеристики произведения, которые отражают творчество автора, язык, способ изложения, форму подачи произведения

Во-вторых, форма представляет собой способ объективизации произведения, то есть благодаря чему произведение становится доступным другим лицам. По сути, речь идет о способах фиксации. При этом надо отметить, что любая форма, в которой может быть выражено произведение и которая делает его доступным публике, предполагает возможность воспроизведения. В противном случае оно не является формой произведения.

Кодекс содержит традиционные формы, в которых может быть выражено произведение: письменная, рукопись, запись, компьютерная распечатка и т.д.

- устная (публичное произнесение, публичное исполнение)

- звуко- и видеозапись

- изображение (рисунок, эскиз, план, чертеж, кадр)

- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение, а также другие формы)

Одно и то же произведение может вначале находиться в одной форме, а затем в другой.

Одно и то же произведение может быть воплощено в разных формах. (ноты/звук)

Для устной формы характерно то, что она всегда должна быть сопряжена с обнародованием произведения.

Закрепление произведения в какой-либо форме за исключением устной связана с появлением материального носителя.

Перечень форм в соответствии с п.3 не является закрытым.

80-90 гг – защита программ для эвм.

Многоплановость аспектов творческой деятельности создает условия для использования не только произведения в целом, но и его отдельных частей, а также отдельных образов, персонажей, созданных автором как самостоятельных результатов интеллектуальной деятельности.

Возможность признания самостоятельным результатом творческого труда влечет возможность отдельного использования частей произведения, его названия и персонажей, а значит и необходимость признания их в качестве объектов авторского права наряду с произведением в целом.

В соответствии с п.2 ст. 1259 объектом охраны могут выступать часть произведения, его название или персонаж.

Наибольший интерес представляет персонаж, образ, созданный автором. В основе этого образа может лежать реальный человек или историческая личность. С точки зрения правовой охраны важно установить те черты, свойства, манеры персонажа, которые являются результатом творческой деятельности автора. Именно из них складывается персонаж как объект авторского права.

В соответствии с п.5 и 6 ст. 1259 устанавливаются явления объективной действительности, которые не могут быть объектами авторского права. Они разбиты на 2 группы:

  1. (п.5) результаты творческой деятельности, которые не охраняются авторским правом, но им может быть предоставлена охрана (но не всем) с помощью других институтов интеллектуальной собственности.

  2. (п. 6) Сведения, документы, символы, знаки могут быть результатом творческого труда автора и с т.зр. своей сущности не отличаются от других объектов авторского права (произведения литературы, науки, искусства). Однако публичные интересы применительно к данным объектам несовместимы с возможностью предоставления им какой-либо правовой охраны. Использование официальных документов и другой официальной символики (флаги, ордена, денежные знаки и т.д.) происходят в публичном порядке при отсутствии авторских прав. Произведения фольклора не имеют конкретных авторов и в силу этого не могут быть объектом авторских прав.

Сообщения не относятся к произведениям и сводятся исключительно к доведению конкретного факта. С этой точки зрения сообщения не могут рассматриваться как результат творчества со всеми вытекающими последствиями. В то же время оформление таких сообщений, анонсы, комментарии и т.д. могут стать объектами авторских прав.