logo
Основы социального гос

13. Социальная политика в истории зарубежных стран.

Так называемый «социальный вопрос» в его современном виде возник в период индустриализации Европы. Под влиянием промышленной революции в европейских странах за немногие десятилетия радикально изменились традиционные формы жизни. Вследствие конкуренции со стороны более рентабельного машинного производства многие ремесленники лишились своего имущества и остались без куска хлеба. Произошло массовое обнищание широких слоев населения. Ряды наемной рабочей силы пополнили также освобожденные от крепостной зависимости, но лишенные собственности крестьяне.

Все эти люди должны были искать оплачиваемую работу на новых фабриках. Их называли пролетариями (от proles — потомство), потому что у них не было ничего, кроме своих детей. Как преодолеть сложившиеся условия существования, чрезмерно длительный рабочий день, низкую заработную плату, как добиться условий жизни и труда, достойных человека? В этом и состоял главный социальный вопрос XIX в.

Еще в XVIII в. в Европе утвердились идеи либерально-правового государства как защитника свободы и индивидуальных прав человека от произвола абсолютистского государства. Либерализм, однако, отрицал социальную функцию государства — функцию сглаживания социальных контрастов и защиты социально слабых слоев населения. В попытке ответа на главный социальный вопрос уже в XIX в. стало развиваться политическое течение социализма. Между этими двумя полюсами — либерализмом и социализмом — и происходило формирование идеи социального государства.

В Германии определенные шаги в социальной сфере предпринимались на государственном уровне уже в первой половине XIX в. Часто они стимулировались практическими соображениями. Например, в Вестфальском промышленном районе было ограничено применение детского труда в промышленности под влиянием появившегося в 1828 г. отчета одного генерала, в котором отмечалось отрицательное влияние работы детей на их здоровье, что делало их впоследствии непригодными к военной службе. В 1845 г. в Пруссии было принято «Положение о занятии промыслом», которое обязывало каждого помощника мастера вступать в местную кассу социального страхования и платить взносы. В 1849 г. был принят закон, который обязывал также работодателей платить часть взносов (до половины) за рабочих, занятых на их предприятиях.

В этих законах впервые был введен принцип совместного участия в финансировании социального страхования и рабочих, и работодателей. Этот принцип действует до сих пор.

Первое широкомасштабное социальное законодательство в Германии было заложено Бисмарком — человеком, настроенным антидемо-кратически и антисоциалистически, выпустившим в 1878 г. запретительные законы против социал-демократов.

Первым важным документом социального вмешательства государства считается послание кайзера от 17 ноября 1881 г., в котором декларируется законодательная социальная защита рабочих. Декларация кайзера была претворена в жизнь с помощью трех законов о страховании: на случай болезни (1883 г.); от несчастных случаев (1884 г.); при инвалидности и в старости (1889 г.). Эти три социальных закона, получившие известность как «социальные законы Бисмарка», действуют и поныне. Более того, они стали основополагающими для системы социального страхования во многих странах. Лишь в самое последнее время в Германии поднят вопрос о несоответствии этих законов сложившейся в обществе ситуации и о необходимости их хотя бы частичного демонтажа.

14 Консервативная модель.

Эта модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой "социальными партнерами", как называют в ЕС на­нимателей и нанимаемых, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно консервативная модель социальной политики ведет к появлению двойного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальности.

Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. 1 Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования:

Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 г.;

Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 г.;

Закон об инвалидности и страховании по старости — в 1891 г.

Уже этим законам были присущи черты, характерные для системы страхования и сегодня:

— увязывание размеров страховых взносов с заработком, а, к примеру, не с тем или иным риском;

— распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями;

— публично-правовая форма организации страхования, возраст пенсионирования по старости был равен 70 годам при наличии 30-летнего трудового стажа;

— пенсии по инвалидности назначались в случае утраты 2/3 трудоспособности.

Финансирование осуществлялось за счет страховых взносов, выплачиваемых застрахованными и работодателями в равных долях, и дотации государства, за введение которой Бисмарка называли социалистом.

"Немецкая" модель построена на взаимных обязательствах нанимаемых и нанимателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на примате реабилитации над пенсионированием, чтобы не допускать досрочного ухода на пенсию в связи с утратой трудоспособности.

Первая модель, часто называемая "бисмарковской" (по имени ее родоначальника, канцлера Отто Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают в установленном, как правило, через коллективные договоры, размере отчисления и заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.

Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться из бюджета любого уровня, так как налоговое перераспределение, реализуемое через универсальный бюджетный подход, противоречит логике трудового (страхового) участия. Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от "финансовых инъекций" со стороны гос­бюджета.

Конечно, для семей со слабыми возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительность. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы

Социальное рыночное хозяйство рассматривается как «третий путь», пролегающий между капитализмом (XIX — началом XX вв.) и тоталитарной административной экономикой, как путь, ведущий к свободному, экономически эффективному строю в экономике и обществе. По мнению ее авторов, модель социального рыночного хозяйства обладает огромным научным потенциалом, так как это не статичная, а динамичная теория, способная к адаптации по мере изменения экономической ситуации и соотношения между функциями рынка и государства.

Данная концепция использовалась в качестве официальной доктрины ФРГ, теоретической основы «немецкого экономического чуда». Главным архитектором хозяйственных реформ, базирующихся на концепции социального рыночного хозяйства, являлся профессор Людвиг Эрхард, сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного государственного деятеля, который являлся директором правления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министром экономики, заместителем федерального канцлера и канцлером республики. Под руководством Эрхарда группой экономистов был разработан гамбургский план, реализация которого позволила в конце 40-х годов вывести Западную Германию из кризисного состояния.

Послевоенное состояние экономики Германии было удручающим. Две трети производственных мощностей бездействовали, цены непрерывно росли, в стране господствовал «черный рынок». Денежные средства на руках населения почти в десять раз превосходили размеры национального продукта. Многие товары распределялись по карточкам, процветал натуральный обмен. Наиболее надежной валютой считались сигареты.

В 1948 г. была проведена денежная реформа, которая стала важнейшей предпосылкой дальнейшей либерализации экономики. Новая марка обменивалась на десять старых рейхмарок, изымавшихся из обращения. Часть денег, оставшихся после обмена, была заморожена на спецсчетах, а затем обменивалась по курсу 1:20. Пенсии и зарплата подлежали выплате в новых дойчмарках в соотношении 1:1. В результате размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз, что позволило значительно снизить инфляцию, сбалансировав товарную и денежную массы.

Реформа цен была реализована в законе о принципах хозяйственной структуры и политике цен, по которому отменялись предписания по регулированию экономической жизни, упразднялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Дерегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно. Основные продукты питания, цены в аграрном секторе, квартплата, большинство видов сырья нормировались государством в условиях твердых цен. В отношении других важных предметов потребления (текстиль, обувь) были сняты ограничения на цены, но регулирование сохранялось до начала 1950 г. В 1951 г. было отпущено большинство цен. Этого оказалось достаточным, чтобы радикально изменить хозяйственный климат, стимулировать быстрый рост производства.

Предпосылками для снижения издержек выступали ограничения роста заработной платы темпами прироста производительности труда и снижение налогов. Налоговая политика поощряла самофинансирование за счет высоких амортизационных норм и низких ставок налога на капитализируемую прибыль.

В 50-е годы Эрхард, развивая концепцию «социального рыночного хозяйства», выдвинул проекты «преобразования собственности» в виде участия рабочих в прибылях предпринимателей, «образования имущества» и пр.

Эрхард предложил соединить рыночный механизм с ориентацией на «социальное партнерство», разработал модели «соучастия» представителей трудящихся в руководящих органах компаний. Основные положения этого периода были конкретизированы в лозунгах «Благосостояние для всех» и «Собственность для всех».

К началу 60-х годов ФРГ становится передовой страной Западной Европы. Реформа, проведенная Эрхардом и его коллегами, создала предпосылки для экономического возрождения Германии.

15 Либеральная модель.

Доминируют универсальные, скромные по размеру трансферты, общий низкий уровень социальной защиты и индивидуального социального страхования. Основная задача социальных институтов - коррекция влияния рынка. Структуру общества характеризует социальный дуализм. Большинство членов общества зависит от рынка, меньшинство - от государства. Либеральная модель характерна для США, Канады, Австралии.

Здесь уровень распределения занятости большей части населения низкий, но мы обнаруживаем относительно высокий уровень социального перераспределения. И. наконец, в католической или латинской модели акцент и на занятость, и на социальное перераспределение низок.

В либеральной предусмотрено социальное обеспечение остаточного типа, т.е. люди. как правило, должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, в настоящее время правительство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Соответственно социальное обеспечение связано с глубокой стигмой, ведя таким образом к малой отдаче. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия .большого объема добровольной и неформальной помощи.

Нужно отметить, что либеральная модель (как и все остальные) сильно модифицировалась с того момента, когда она стала формироваться. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США. Проследим развитие модели на примере США. Система социального обеспечения в США базируется на двух основных формах:

- социальном страховании, выплаты по которому производят как работодатели, так и работополучатели;

- государственной социальной помощи за счет бюджетов различных уровней (от федерального до местного):

Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "бевериджской" (Beveridge), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, ко­торые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма различных результатов в решении, например, проблем бедности.

Биверидческая: любой человек независимо имеет право на миним.соц.защищенность в случае наступления соц.рисков. элементы: 1) 3х уровневый тип соц.защиты: 1.гос-во обязано предоставлять базовые гарантии соц.защиты всему насел. 2.работодатель обязан осущ-ть страх-ие наемных работников. 3.работник осущ-ть допонит.страх-ие. 2)ориентация гарантий на основопол.принципы (ориент-ся на прожит.минимум, на замещение заработка). 3)обесп-ть гос-ом 3х базовых условий для жизнедеят-ть населения: 1.гос.здравоохр, 2.обесп.равные возм-ти семьям с детьми, 3.предотвращение массовой безработицы.