logo
523694_F989F_shpory_po_grazhdanskomu_pravu_obsh

107. Право публичной собственности.

Право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам. По общему правилу гражданско-правовые нормы о праве собственности рассчитаны на частных собственников, определяя режим принадлежащего им имущества, но в то же время содержат необходимые исключения и особенности для имущества публичных собственников.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности – государственную и муниципальную собственность.

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются: во-первых, наличие у них особых властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают соответствующие государственные образования в целом – Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность), но не их органы власти и управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности в соответствии со ст. 130 Конституции РФ. Это самостоятельная форма (вид) собственности. Вместе с тем в силу ее публичного характера структура этой собственности во многом схожа с государственной. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом (п. 1 ст. 215 ГК). От имени соответствующего муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК).

Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.

Круг объектов государственной собственности неограничен, в него входят вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Однако это не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом проявляется различие правового режима двух видов публичной собственности.