4. Социальный и государственный строй Древней Индии
Социальный строй.
Образование варн
Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.
С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:
» брахманы - члены жреческих родов;
» кшатрии - военная аристократия;
» вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;
» шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.
С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:
• строгая эндогамность - заключение браков между представителями одной варны;
• определенная, наследственно закрепленная профессия;
• поклонение одним богам.
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.
Сельская община Древней Индии
Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.
В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы деревни.
Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:
› верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;
› общинники, которые сами работали на своих участках;
› разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов.
Деревенские ремесленники также занимали различное положение:
• ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собственные мастерские;
• ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.
Рабство Древней Индии
Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.
Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее, Законы Ману указывают следующие разряды рабов:
≈ захваченные под знаменем (военнопленные);
≈ рабы за содержание;
≈ рабы, рожденные в доме хозяина;
≈ купленные;
≈ подаренные;
≈ доставшиеся по наследству;
≈ рабы в силу наказания.
Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.
Государственный строй
Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.
Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.
Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:
◊ паришад - совет царских сановников;
◊ тайный совет;
◊ раджа-сабха, или царский совет.
В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.
Местное управление
В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:
= главные провинции;
= обычные провинции (джанапады);
= области (прадеши);
= округа (ахале);
= деревни.
Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов.
Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки.
В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.
Судебное устройство
В Древней Индии существовали две системы судов: царские и внутриобщинные (кастовые).
Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.
Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший.
Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.
Армия
Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат.
Армию комплектовали из следующих источников:
♦ наследственные воины - кшатрии;
♦ наемники;
♦ воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.
Армия также несла функции по охране общественного порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 2. Государственный строй Вавилона
- 3. Законы царя Хаммурапи
- 4. Социальный и государственный строй Древней Индии
- 5. Государственной Спарты
- 6. Реформы Солона и реформы Клисфена
- Территориальное деление
- Реформа городского Совета
- Другие реформы
- 7. Государственный строй Древних Афин
- 8. Афинское право
- 5. 7. Афинское право ,
- 5. 7. 1. Источники права
- 5.7.2. Имущественные отношения
- 5. 7. 3. Семейное и наследственное право
- 5. 7. 4. Уголовное право
- 5. 7. 5. Суд и судебный процесс
- 9. Царский период в истории Древнего Рима. Реформы Сервия Туллия.
- 10. Общественный и государственный строй Рима периода республики
- 11. Общественный и государственный строй Рима в период империи.
- 12. Законы XII таблиц.
- 13. Кодификация римского права
- 1. Первые попытки кодификации, императорский период
- II. Кодификация Юстиниана
- 14. Общественный и государственный строй древних франков
- 15. «Салическая правда»
- 16. Городское и торговое право в Средние века
- 17. Феодальное право. Манориальное право.
- 18. Становление государственности во Франции в Средние века.
- 19. Период сословно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты.
- 20. Абсолютная монархия во Франции.
- 21. Королевское право Франции в период средневековья.
- 22. Норманнское завоевание и его влияние на общественный и государственный строй Англии в XI-XIII вв.
- 23. Формирование королевского права Англии в Средние века.
- 24. Особенности формирования феодального государства в Восточнофранкском королевстве.
- 2. Империя Карла Великого
- 25. «Великая Хартия Вольностей».
- 26. «Каролина» - имперская кодификация уголовного и процессуального права.