logo
Тема 4

4.2. Проблемы совершенствования и развития страхового законодательства

Чтобы комплексно подойти к решению поднятой проблемы, разобьем законодательство о страховании на:

  1. законодательство, регламентирующее проведение добровольного страхования;

  2. законодательство, регламентирующее проведение обязательного страхования;

  3. законодательство, регламентирующее налогообложение в сфере страхования.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДОБРОВОЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ.

Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации 1992 года (до 1997 г. закон РФ «О страховании») заложил основы страхования и был весьма актуальным на этапе становления в России рынка страхования. В дальнейшем он не претерпел существенных изменений и в настоящее время физически и морально устарел. Основной его порок — недостаточная (поверхностная) регламентация большинства вопросов страховой деятельности. Практика страхования в России ушла далеко вперед и требует для своего регулирования более полного и более совершенного законодательного акта. Непринятие такого акта становится тормозом на пути дальнейшего развитии страхования в России. Срочно необходима разработка и принятие федерального закона о страховой деятельности.

В настоящее время в России со всей остротой стоит вопрос о развитии долгосрочного страхования жизни как источника инвестиционных ресурсов в экономику. Существующие правовые рамки проведения страхования не обеспечивают достаточных стимулов для того, чтобы расширять масштабы долгосрочного страхования жизни.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ.

В России практически отсутствует нормативно-правовая база обязательного страхования. Имеющиеся законы и подзаконные акты, в которых упоминается обязательное страхование, отражают его весьма поверхностно и бессистемно, нередко противоречат друг другу.

Чтобы заполнить правовой вакуум и устранить противоречия в законодательстве, нужен закон, который устанавливал бы основные понятия и единые принципы проведения обязательного страхования, давал единую классификацию его видов, необходимые основания для их принятия, предусматривал экономические и правовые гарантии его осуществления.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

В целях установления налоговых стимулов для развития страхования при подготовке изменений и дополнений в законодательные и подзаконные акты о налогообложении целесообразно было бы предусмотреть:

- увеличение для организаций размера отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на добровольное страхование с 1% до 3% объема реализуемой продукции (работ, услуг), а в перспективе в полном объеме;

- разрешение организациям-работодателям относить на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы на добровольное долгосрочное (на срок не менее 5-ти лет) страхования жизни, включая пенсионное страхование в размере тех же 3 % объема реализуемой продукции (работ, услуг);

- исключение из совокупного годового дохода налогоплательщиков-граждан уплачиваемых ими сумм страховых взносов.