Понятие «принципов» федерализма
Определение их системы [этих принципов] и уяснение содержания, имеет значение при рассмотрении вопросов организации гос власти на региональном уровне. Еще одна проблема государственно-правовой науки федерализма. Принципы федерализма нередко отождествляются с конституционными основами федерализма, под которыми понимаются конституционные нормы, определяющие структуру, способы и формы образования и функционирования федеративного государства, характеристику модели федерализма и отличительные свойства системы распределения государственной власти по вертикали, и зачастую они сводятся к закрепленному в ч.3 ст. 5 КРФ перечню основ федеративного устройства, а именно:
- гос целостности
- единству системы гос власти
- разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами
- равноправие и самоопределение народов
Однако подход, определяющий раскрытие объема термина «основы федерализма» только через перечень основ федеративного устройства представляется не совсем корректным, не следует отождествлять принципы российского федерализма с конституционными основами федерализма. Правовые основы рассматриваются в качестве важнейших положений, получивших свое выражение в нормах права и предопределяющих систему правоотношений, складывающих в той или иной сфере, а конституционные основы – это ключевые нормы КРФ, имеющие принципиальное значение для регулирования важнейших отношений по организации государства и общества о порядке действия федерального законодательства и законов субъектов, и о правомочиях субъектов по самостоятельному установлению собственной системы органов гос власти, и о единстве системы исполнительной власти в пределах ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения.
Принципы – это исходные и основополагающие идеи, начала, с одной стороны, выражающие саму сущность федеративной формы гос устройства, а с другой стороны, предопределяющие порядок образования и функционирования федеративного государства, в том числе организацией гос власти. Принципы федерализма – это не просто абстрактные идеи, выработанные теорией конституционного права, но и находят непосредственное выражение в различных нормативных правовых актах, трансформируясь уже в правовые принципы. Важнейшие из них получают закрепление в КРФ. Такие принципы требуют глубокого анализа и они не столько определяют, устанавливают и регулируют реальную систему федеративных отношений, только обуславливают сам тип федерации, предопределяя специфику территориального устройства, характер организации гос власти и её разделение между центром и субъектами и наполняют смыслом и идейным содержанием положения КРФ. И на основе изложенного, к принципам относятся:
целостность гос суверенитета
единство конституционно-правовой системы
равноправие и самоопределение народов
множественность и равноправие субъектов РФ
единство системы гос власти
разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами
разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти федерацией и органами гос власти субъектов
Науке предлагается расширить этот перечень за счет принципов:
добровольности объединения территориальных образований России в федерации на основе КРФ
смешанного территориального и национально-территориального характера построения федеративного государства
единство правового и экономического пространства (Знаменщиков «Принципы федерализма в России и Германии», 2003 год);
Базовые принципы российского федерализма применительно к органам гос власти, которые напрямую обуславливают порядок организации гос власти на уровне субъектов федерации:
принцип гос суверенитета – его качество, вытекающее из единства государства и гос власти; хотя речь идет о народном суверенитете не тождественном суверенитету государственному, надо иметь в виду, что он является источником и социальной основой последнего; в науке конституционного права предлагается рассматривать понятие государственного и народного суверенитета как 2 аспекта 1 и того же явления: «полновластие народа раскрывается через формируемую народом, ему подотчетную и от него зависимую гос власть. Суверенитет народа в правовом аспекте выступает как суверенитет или верховенство гос власти, а содержание суверенитета народы раскрывается в качестве суверенитета гос власти, что означает осуществление единства народного и гос суверенитета в условиях подлинной демократии» (Любашец «Гос власть: понятие, особенности и виды», 2002 год).
«Юридическое выражение суверенитета государства заключается в том, что согласно воле народа (нации), государства в лице избирательного корпуса и системы высших органов государства, действующих в установленном порядке, выносит любое решение, необходимое для осуществления им своей функции».
- Российский федерализм и теоретико-правовые аспекты организации и осуществления государственной власти в субъектах рф
- Проблемы понятие «федерализм»
- Понятие «принципов» федерализма
- Модели организации системы органов гос власти в субъектах рф
- Судебная власть как необходимый элемент разделения властей на уровне субъектов рф через призму нормативных актов Конституционного суда рф
- Содержание и пределы общих принципов организации гос власти в решениях кс
- Конституционно-правовой статус архангельской области
- Основные этапы эволюции огв субъектов рф
- 1. Конституция рсфср 1978 года:
- 2. Закон рф от 5 марта 1992 года № 2449-1 «о краевом и областном совете народных депутатов и краевой и областной администрации», утратил силу в связи с принятием закона №184
- Законодательный (представтительный) орган гос власти субъекта рф
- Исполнительный огв субъекта рф
- Анализ правового статуса субъектов рф (ст. 77, 78 крф)
- 2.Анализ положений закона на соответствие Конституции