1. Понятие и источники мусульманского права.
Само понятие «мусульманское право» многозначно. В широком смысле под ним следует понимать комплекс тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга норм, относящихся к различным видам социальных регуляторов, включающих в себя нормы права и религиозно-нравственные правила поведения. Этот целостный механизм социального регулирования называется «шариат» – путь следования. В узком смысле мусульманское право – это система юридических норм, тесно связанных с религией, но выступающих в качестве правовых регуляторов, обеспечиваемых государственной властью. В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм. К первой из них относятся:
Коран – священная книга ислама, в которой изложена его сущность;
Сунна – собрание имеющих юридико-нормативное значение преданий (хадисов) о жизни и высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников.
Ко второй группе норм относятся:
Иджма – норм, сформулированных мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников, прежде всего единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов и факихов);
Кийас – суждение по аналогии при отсутствии обязательного правила.
Правила, указанные в Коране и суннах, носят казуистический характер. Искусство толкования священных текстов начало развиваться с 632 года (смерть Мухаммеда) до начала 8 века. Расширительное толкование и вынесение решения происходит после консультации с правоведами и наиболее уважаемыми богословами (решение принимается единогласно). Образуется прослойка профессиональных судей (кади). Каждый из сподвижников пророка Мухаммеда получил право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе собственного усмотрения («высказывания сподвижников»).
Со временем этих источников права стало недостаточно для полноценного социального регулирования и разрешения возникавших споров. С 8 века основную роль в ликвидации пробелов и приспособлении действующих источников к реальной жизни начинают играть профессиональные правоведы, основавшие различные школы-толки мусульманского права. Прежде всего они ввели принцип «рай» – относительно свободное усмотрение, применяемое при толковании норм Корана и сунны и формулирование новых правил поведения в случаях молчания источников. По мнению самого Мухаммеда «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознаграждён вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере».
Первыми муджтахидами были судьи, однако постепенно функции введения новых норм в случаях молчания Корана и сунн перешли к учёным-правоведам. Доктринальное развитие мусульманского права долгое время оставалось на уровне индивидуального регулирования. Если правоведы сталкивались с отсутствием ответа на вопрос в Коране, суннах и высказываниях сподвижников пророка, то при рассмотрении конкретных дел решения формулировались с помощью различных рациональных приёмов. Постепенно были разработаны правила осуществления толкования. Возник иджтихад («настойчивость»). Правом пользоваться правилами иджтихада наделялись только учёные-правоведы. Они включали различные степени права толкования:
Высшие – основатели школ и сподвижники пророка (свободно оценивались все источники права);
Средние – могли выносить самостоятельные суждения лишь на основе источников, признаваемых отдельными школами мусульманского права;
Низшие – имели право выбрать одно из мнений правоведов первых двух степеней.
Расцвет использования доктрины пришёлся на 8-9 века. С 11 века мусульманское право развивается в рамках отдельных школ. Они делятся на следующие группы:
Суннитские толки (ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты).
Шиитские толки (джафариты, исмаилиты и зейдиты).
Различия между школами заключаются в использовании методов толкования и привлечении дополнительных источников. Наиболее авторитетной признаётся ханафитская школа.
С 11 века единое мусульманское право перестало существовать. Теория и практика также сильно отличаются друг от друга. Усилилась правотворческая роль учёных-юристов (период «таклид» – традиции). Представители суннитских толков объявили о прекращении «абсолютного иджтихада». Шииты же продолжали выступать за свободу толкования.
Мусульманское государственное право исходило из того, что законодательная власть должна принадлежать только муджтахидам. Была разработана концепция «верховенства шариата». Она означала, что правитель в своих действиях связан нормами права. С этого момента в объективном смысле к мусульманскому праву стало применимо понятие «фикх». Судья принимает решение на основании сборников фикха (комментарии к священным текстам), имеющих силу закона. Мусульманское право практически сохранило казуистический характер. Судья не связан предыдущими решениями по аналогичным делам.
- Кафедра теории государства и права
- Самостоятельная работа
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1:
- 1. Понятие, объект и предмет сравнительного правоведения
- 2. Методология сравнительного правоведения и ее особенности
- По институтам сравнения – макро- и микросравнение:
- 3. Функции сравнительного правоведения
- 4. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина
- Тема 2:
- 1. Специфика развития идей сравнительного правоведения в античный период и средние века
- 2 . Историко-философское направление развития сравнительного права в Германии
- 3. Французская школа сравнительного законодательства
- 4. Особенности сравнительного правоведения в сша и Англии
- 5.Развитие сравнительного правоведения в XX веке
- Тема 3:
- 1. Структура и уровни познания правовой системы
- 2. Критерии классификации правовых систем. Понятие правовой семьи.
- 3. Основные теории классификации правовых систем
- 4. Механизм сближения и взаимовлияния национальных правовых систем
- Тема 4:
- 1. Особенности становления романо-германской правовой семьи
- 2. Источники романо-германской правовой семьи
- Основные черты романо-германской правовой семьи
- 4. Основные отрасли права
- Тема 5:
- 1. Особенности становления англо-саксонской правовой семьи
- 2. Источники семьи общего права
- 3. Основные черты американской правовой системы.
- Часть 2 раздела 18 Свода законов сша;
- 4. Родовые особенности семьи общего права
- Тема 6:
- 1. Понятие и источники мусульманского права.
- 2. Правовые системы мусульманских стран.
- 3. Понятие и источники индусского права
- 4. Структура индусской правовой системы.
- 5. Особенности иудейского права
- Тема 7:
- 1. Дальневосточная концепция права
- 2. Правовая система Китайской Народной Республики
- 3. Правовая система Японии
- 4. Традиционное африканское обычное право.
- 5. Современные правовые системы африканских стран.
- Тема 8:
- 1. Понятие смешанных правовых систем. Исторические причины их возникновения.
- 2. Черты Романо-германской правовой семьи в правовых системах канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана.
- 3. Особенности формирования правовой системы Израиля - «лаборатории» сравнительного правоведения.
- 4. Особенности понятийно-категориального аппарата и структуры южноафриканского права
- 5. Другие смешанные правовые системы
- Тема 9:
- 1. Особенности и основные этапы эволюции российской правовой системы
- 2. Источники современного российского права.
- 3. Типологические особенности современного российского права
- 4. Тенденции современной российской правовой системы
- Краткий терминологический словарь