2. Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг, предприятий. Их правовая охрана.
Средства индивидуализации приравниваются согласно п.1ст.1225 Гражданского кодекса РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности. К ним относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения. Рассмотрим кратко особенности и различия между этими объектами.
Фирменные наименования и коммерческие обозначения служат для индивидуализации участников гражданского оборота, а товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров – для индивидуализации товаров и/или услуг. Первые регистрируются административными органами или вообще не регистрируются(коммерческое обозначение), в то время как вторые регистрируются Патентным ведомством и без такой регистрации недействительны.
Различия также заключаются в сроке действия сравниваемых обозначений и необходимости его продления, поскольку фирменное наименование и коммерческое обозначения не ограничены сроком действия, а товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров действуют сроком 10 лет с даты подачи заявки на их регистрацию, с возможностью продления этого срока каждый раз на 10 лет.
В данной статье рассмотрим первую группу обозначений - фирменные наименования и коммерческие обозначения. Разница между ними заключается в функциях: коммерческое обозначение обычно используется в отношениях между предпринимателями и потребителями, а фирменное наименование - в деловых отношениях между фирмами. Кроме того, коммерческими обозначениями могут быть не только словесные наименования (как у фирменных наименований), но также изображения, цвета, звуки и др.
Фирменное наименование (фирма) - наименование, под которым юридическое лицо выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других лиц.
Структура фирменного наименования состоит из обязательной части(корпуса фирмы), которая согласно п.2ст.1473 ГК РФ должна содержать указание на его организационно-правовую форму(например,ООО, ЗАО,ОАО) и дополнения, т.е. собственно наименования, которое не может обозначать только род деятельности. Наименование может включать тип и предмет деятельности(государственное, муниципальное, частное) или профиль (производственное, страховое, научное), а также специальные названия("Знамя", "Калибр"), сокращения(МТЗ, ЧТК) и другие.
Юридическое лицо должно иметь полное наименование на русском языке, а также вправе иметь сокращенное и наименование на других языках.
В качестве принципов правовой охраны фирменного наименования можно назвать:
- принцип истинности фирмы, т.е. соответствующее действительности и не вводящее в заблуждение участников гражданского оборота указание на организационно-правовую форму, тип и предмет деятельности и др.
-принцип исключительности фирмы, т.е. ее отличие от ранее зарегистрированных фирм, осуществляющих аналогичную деятельность (п.3.ст.1474 ГК РФ)
-принцип постоянства фирмы, т.е. неизменность до прекращения юридического лица согласно п.2ст.1475 ГК РФ или обоснованного и зарегистрированного изменения наименования.
Само исключительное право на фирму состоит в возможности выступать в гражданском обороте под собственным наименованием, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах, объявлениях, рекламе, на товарах или их упаковке. При этом данное право выступает в качестве обязанности владельца использовать свое наименование указанными способами.
Право на фирму носит исключительный характер, т.к. принадлежит конкретному владельцу. Это право действует в отношении всех третьих лиц и не ограничено сроком. Кроме того, право характеризуется как личное неимущественное, связанное с деловой репутацией фирмы и ее владельца и носит экстерриториальный характер, т.е. охраняется на территории всех стран-участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Право на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица, а также при отказе от него владельца, переходе к новому владельцу или при реорганизации юридического лица.
Коммерческое обозначение - это принятое фирмой и широко известное наименование, символизирующее деятельность предприятия, используемое в ее деятельности, которое охраняется без специальной регистрации(согласно ст. 6-bis Парижской конвенции), например, обозначения «Майкрософт», «Макдоналдс», «Газпром». Такие обозначения можно встретить повсеместно в качестве названий ресторанов, кафе, магазинов и.т.д. По сути коммерческое обозначение введено в отечественное право с принятием ч.4 ГК РФ(ст.1538-1541). Согласно ст.1538 ГК РФ оно определяется как обозначение, используемое юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им предприятий и не подлежащее регистрации.
Из содержания ст.1539 следует, что критериями охраноспособности коммерческого обозначения являются:
- новизна, т.е. неизвестность сходных обозначений, право на которые возникло раньше
- наличие достаточных различительных признаков, т.е. возможность идентификации потребителями или контрагентами
- известность в пределах определенной территории для индивидуализации конкретного предприятия.
Актуальными нормами права в отношении данного объекта можно считать возможность его использования для нескольких предприятий, в то время как несколько таких обозначений нельзя использовать в отношении одного предприятия.
В случаях столкновения прав на коммерческое обозначение и фирменное наименование (как и с другими средствами индивидуализации) исходят из принципа «старшинства права», что следует из п.6.ст.1252 и п.2ст.1539 ГК РФ. В таких случаях преимущество отдается тому, у кого соответствующее исключительное право возникло ранее. Следует отметить также, что в отличие от фирменного наименования возможно отчуждение коммерческого обозначения другому лицу, а также использование его индивидуальными предпринимателями.
- 2.Способы защиты собственности и других вещных прав.
- 3. Понятие договора розничной купли-продажи.
- 2. Ответственность наследников по долгам наследодателя
- 3.Понятие обязательства, возникающего вследствие причинения вреда. Возникновение. Виды.
- 2. Объекты патентных прав, условия их патентоспособности.
- 3. Исполнение обязательств: понятие, принципы.
- 2. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан, а также деловой репутации юридических лиц.
- 3. Обязательства: понятие, виды.
- 2. Ограниченные вещные права: понятие, признаки, классификация.
- 3. Договор перевозки: понятие, виды, источники правового регулирования.
- 2. Содержание завещания: назначение наследников, необходимые наследники, завещательный отказ, возложение, подназначение наследника.
- 3. Агентский договор: понятие, соотношение с договорами комиссии и поручения.
- 2.Наследственное право. Понятие и основания наследования.
- 3. Договор возмездного оказания услуг
- 2.Компенсация морального вреда
- 3.Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, лицами, признанными недееспособными и ограниченно дееспособными, а также лицами не способными понимать значение своих действий.
- 2. Вещные права по использованию чужих земельных участков и жилых помещений
- 3. Гражданско-правовой договор: понятие и содержание
- 2.Права, смежные с авторскими. Виды смежных прав и их содержание.
- 2. Договор поставки. Поставка товаров для государственных нужд.
- 2. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг, предприятий, как объекты гражданских прав.
- 3. Условия исполнения обязательств.
- По признаку, характеризующему правовой статус имущества организации
- 2.Вещное право: понятие, признаки, классификация.
- 3. Договор строительного подряда.
- 2. Первоначальные способы приобретения права собственности.
- 3. Публичное обещание награды. Публичный конкурс. Проведение игр и пари.
- 2.Принятие наследства: способы и сроки. Наследственная трансмиссия
- 3.Договор ренты и договор пожизненного содержания с иждивением.
- 2. Авторские договоры. Свободное использование произведения.
- 3. Договор найма жилого помещения: виды, права и обязанности сторон, основания и порядок заключения.
- 2. Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг, предприятий. Их правовая охрана.
- 3.Договор хранения: понятие, содержание, виды.
- 2.Раздел наследственного имущества.
- 3.Договор страхования, его виды и особенности.
- 3. Договор финансовой аренды (лизинга)
- 2. Субъекты наследственного правопреемства. Недостойные наследники.
- 3 Банковская гарантия и поручительство.
- 2.Договор продажи недвижимости
- 2.Охрана наследственного имущества и управление им
- 2.Понятие авторских прав, их виды и содержание
- 3.Договор подряда: общие положения.
- 2. Договор транспортной экспедиции. Соотношение с договором перевозки.
- 2. Право собственности: понятие, содержание.
- 2.Понятие и состав наследства. Место и время открытия.
- 2. Наследование по завещанию: понятие и формы.
- 2. Право общей совместной собственности
- 2. Патентно-лицензионные договора
- 3.Перемена лиц в обязательстве
- 2. Производные способы приобретения права собственности.
- 3. Договор комиссии и договор поручения. Содержание и сравнительный анализ.
- 2.Отказ от наследства: условия,способы. Приращение наследственных долей
- 3. Договор доверительного управления имуществом
- 2.Секрет производства (ноу-хау) и права на него.
- 3.Договор коммерческой концессии (франчайзинга).
- 2. Отмена, изменение и исполнение завещания.
- 3.Договор контрактации. Договор энергоснабжения.
- 2.Интеллектуальные права, их виды, содержание.
- 2. Договор аренды: общие положения.
- 2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
- 2. Прекращение обязательств.
- 2.Субъекты и объекты смежных прав
- 3. Договор бытового подряда
- 2.Субъекты и объекты авторских прав. Сроки действия авторских прав