logo
2014

Методические указания по решению задач (казусов)

Решая задачи(казусы), студенты должны научиться понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным ситуациям, изложенным в задачах, большинство которых составлены на основании судебных дел.

При решении задачи следует руководствоваться правовыми актами, практикой их применения, рекомендованной по каждой теме литературой. Если в задаче приводится решение суда или иного органа, студент должен оценить обоснованность и законность принятого решения.

При домашней подготовке студент должен уяснить сущность правовой ситуации, изложенной в задаче (фабуле дела), определить юридическое значение фактических обстоятельств, дать правовую оценку доводам сторон, участвующих в спорном правоотношении, и, опираясь на нормы действующего законодательства, иные правовые акты, а также иные акты, содержащие нормы гражданского права, судебные толкования, предложить свое решение.

Решение задач должно быть письменным, содержать ссылки на соответствующий нормативный материал, судебную практику.

При решении задач на аудиторных занятиях отвечающий студент по общему правилу сначала называет гражданские правоотношения, которые, по его мнению, описаны в задаче, дает правовую оценку доводам сторон и предлагает свой вариант разрешения спора, называя нормы закона, подлежащие применению. В процессе решения задачи возможны постановка преподавателем дополнительных вопросов, в необходимых случаях — предложение дополнительных условий.

Алгоритм решения задачи (казуса)

В процессе решения задачи студент учится применять право. Существует несколько стадий применения права.

1-я стадия. Установление фактических обстоятельств дела(в необходимом случае — доказательств), имеющих значение для принятия решения, и документирование.

2-я стадия. Выбор и анализ юридических норм (установление юридической основы дела).

Определяется круг (характер) общественных отношений (гражданско-правовые или иные), отрасль права, которая регулирует эти отношения, сужается до правового института идо конкретной нормы (подходящей по содержанию, по времени, по кругу лиц, территории).

3-я стадия. Юридическое толкование нормы закона (раскрытие содержания) для последующего применения. Состоит из двух элементов:

уяснение— раскрытие содержания нормы (интерпретация)для себя;

разъяснение— раскрытие содержания нормы для других.

Применяемые способы толкования норм закона:

1) по приему толкования:

грамматическое (грамматико-синтаксическое);

логическое с использованием правил формальной логики (аналогия, аргументы от противного, доведение до абсурда), не выходя за пределы текста закона;

специально-юридическое;

систематическое;

историческое;

2) по объему толкования:

буквальное;

распространительное (расширительное);

ограничительное;

3) по субъекту толкования (юридической обязательности):

официальное — нормативное, казуальное (индивидуальное);

неофициальное;

доктринальное—разъяснения ученых-юристов;

специальное компетентное—прокурорами и судьями на приемах граждан, адвокатами в юридических консультациях, налоговыми инспекторами;

обыденное — бытовое.

4-я стадия. Правовая квалификация (промежуточная стадия) — юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с определенными юридическими нормами.

5-я стадия. Решение по конкретному делу и документальное оформление принятого решения.

6-я стадия (особая, дополнительная). Исполнение судебного решения (судебный исполнитель).