logo
хорошие ответы по ИОГП к экзаменам doc

Советское государство и Русская православная церковь в 1917-1953 гг.

Усиление массовых репрессий и авторитарного характера большевистского режима особенно ярко проявились в его отношении к Русской православной церкви и небольшевистским партиям. Наступление советского государства на церковь началось сразу же после Октябрьского переворота. В декабре 1917 г. были закрыты семинарии и духовные академии, и отменён церковный брак. В январе 1918 г. декретом «О свободе совести» РПЦ была лишена прав юридического лица, и всё её имущество национализировано. В годы Гражданской войны началось массовое закрытие церквей и монастырей (в Калужской и Тульской губерниях были закрыты все монастыри). Шло физическое истребление духовенства. В 1918 – 1919 гг. были убиты киевский митрополит, девять епископов и тысячи священников, монахов и монахинь.

Новое наступление началось после Гражданской войны, когда большевики использовали изъятие церковных ценностей (для борьбы с голодом) для полного разгрома РПЦ. В.И. Ленин в марте 1922 г. объяснял это так: «Чем больше представителей реакционного духовенства … удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». В результате РПЦ понесла серьёзные потери. Только в 1922 г. было расстреляно более 8 тыс. представителей духовенства, а руководство церковью перешло к «обновленцам» («красным попам»), которые к началу 1923 г. контролировали 70% приходов РПЦ. Созванный ими Поместный Собор 1923 г. сместил избранного в 1917 г. патриарха Тихона и одобрил большевистскую революцию. Однако арестованный в мае 1922 г. Тихон в июне 1923 г. был освобождён, а через месяц заявил о незаконности своего низложения. Это стало сигналом к началу «Тихоновского движения» (движения против «обновленцев» и большевиков). С помощью массовых репрессий оно к концу 1923 г. было подавлено (только в Соловецкий лагерь было брошено 5 тыс. тихоновцев, в том числе 24 епископа), но свою задачу выполнило. «Живая церковь» (пробольшевистское течение в РПЦ) потерпела поражение: в 1926 г. её сторонники – «обновленцы» контролировали лишь 30% церковных приходов.

Частью широкого наступления большевистского режима на «социально чуждые элементы» стала антицерковная кампания. После смерти патриарха Тихона (1925 г.) большевики запретили созыв Поместного Собора РПЦ, поэтому патриарший престол оставался вакантным до 1943 г. «Местоблюститель патриаршего престола» (исполняющий обязанности патриарха) митрополит Петр был арестован, два года (1925-1927 гг.) провел в заключении и его преемник митрополит Сергий (будущий патриарх). С началом сталинского «великого перелома» положение РПЦ ещё более ухудшилось. В 1929 г. религиозные организации были объявлены единственной легальной контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы, что означало обоснование широкого применения репрессий против церкви. Постановлением ЦИК СССР от 8 апреля 1929 г. деятельность религиозных объединений была поставлена под жесткий контроль местных властей и резко ограничена. За «использование религиозных предрассудков для ослабления государства» предусматривалось применение ст.58 УК РСФСР и наказание от 3 лет тюремного заключения до смертной казни. В октябре 1929 г. были сняты колокола с церквей. Объяснение этой акции было явным издевательством над верующими: «Колокольный звон нарушает право широких атеистических масс…на заслуженный отдых». Духовенство было задавлено налогами (в 1928 - 1930 гг. они выросли в 10 раз), лишено всех гражданских прав, в т.ч. продуктовых карточек и бесплатного медицинского обслуживания. В 1930 г. 13 тыс. представителей духовенства были репрессированы. Началось массовое закрытие церквей и монастырей. К 1936 г. были закрыты все монастыри и 72% церквей. В Москве из 500 церквей осталось 87, в Орле – ни одной. Численность духовенства сократилась в 6 раз по сравнению с 1914 г. и в 4 раза - по сравнению с 1928 г

Г главной тенденцией развития советского государства в годы войны было ужесточение советского политического режима. В то же время имело место и некоторое его смягчение по сравнению с довоенным периодом. Примером может служить нормализация отношений советского государства с Русской православной церковью (РПЦ). Последняя к началу 40-х годов была на краю гибели. В годы Большого террора были репрессированы тысячи представителей православного духовенства, в т.ч. высшего. Из сотни архиереев в 1939 г. остались всего четверо (митрополиты Московский, Ленинградский, Петергофский и Дмитровский), остальные были репрессированы или вынуждены стать рядовыми приходскими священниками (например, епископ астраханский Андрей в 1939 г. стал приходским священником единственной действующей церкви Куйбышевской епархии). На Украине сохранилось всего 3% деревенских приходов. С 1935 г. не действовал синод. К 1938 г. были закрыты все монастыри. На всю страну оставалось несколько сотен православных церквей (в 1917 г. их только в Киевской епархии было 1710).

В 1941 г. началась постепенная нормализация государственно-церковных отношений. Уже в первые месяцы войны прекратились аресты духовенства и была свернута антирелигиозная пропаганда. «Союз воинствующих безбожников» был ликвидирован, его журналы перестали выходить. Началось открытие приходов, ликвидированных в 30-е годы и были освобождены многие священники. 4 сентября 1943 г. на совещании Сталина с Маленковым, Берией и местоблюстителем патриаршего престола (и.о. патриарха) митрополитом Сергием было принято решение восстановить нормальную деятельность РПЦ (открыть закрытые приходы и духовные учебные заведения, избрать патриарха, начать издание церковной литературы и т.д.). По просьбе Сергия были освобождены из заключения многие представители духовенства, в том числе 11 архиереев, но сотни оставались в лагерях и тюрьмах. На Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 г. были избраны патриарх, которым стал митрополит Сергий и Синод. В ноябре 1943 г. в Москве были открыты богословский институт и пастырские курсы, преобразованные в 1946 г. в духовную академию и духовную семинарию. Была создана духовная типография, восстановлено несколько монастырей, разрешен колокольный звон и т.д. При этом сталинский режим не отказался от жестокого государственного контроля над церковью. Совет по делам РПЦ при СНК СССР возглавил полковник государственной безопасности Г.Г.Карпов, в 30-е годы руководивший антицерковными акциями. На освобожденной территории многие открытые с разрешения немецких оккупационных властей церкви были закрыты. Другим негативным результатом нормализации церковно-государственных отношений в годы войны стало то, что сергианское духовенство превратилось в один из отрядов советской номенклатуры (его представители получали ордена, квартиры, служебные автомобили, спецпайки и другие привилегии), а церковь вновь, как и до революции, стала «служанкой государства». Церковь и государство оказывали друг другу взаимные услуги: сталинский режим помог РПЦ победить ее врагов – обновленцев, униатов и др., а та стала одной из опор сталинской диктатуры.

Противоречивый характер развития советского государства 45-53 годы наложил отпечаток на его отношения с церковью. С одной стороны, шло расширение прав РПЦ. В августе 1945 г. московская патриархия, епархиальные управления и приходские общины получили статус юридических лиц, потерянный ими по декрету 1918 г. об отделении церкви от государства, и могли теперь открывать банковские счета, заключать сделки с другими юридическими лицами, открывать предприятия и т.д. Приобретенная ими недвижимость становилась их собственностью (недвижимость, купленная духовенством других конфессий, передавалась ему в пользование). В 1946 г. были прекращены закрытия монастырей на освобожденной территории СССР и конфискация их имущества. Церкви была передана часть храмов Троице-Сергиевской Лавры и мощи некоторых святых, в т.ч. Сергия Радонежского. В 1948 г. Сталин отказался дать согласие на издание подготовленного М.А. Сусловым специального постановления ЦК ВКП(б) о задачах атеистической пропаганды, которое было выдержано в худших традициях 30-х гг. С другой стороны, уже в 1947 г. началось ухудшение церковно-государственных отношений. В два раза по сравнению с 1946 г. сократилось число открытых храмов. Усилилось налогообложение РПЦ, началась принудительная подписка духовенства на государственные займы. Были предприняты попытки оживления свернутой в середине 40-х гг. атеистической пропаганды. В августе 1948 г. были запрещены крестные ходы из села в село. В октябре 1948 г. Совмин СССР отменил свое решение об открытии 28 православных храмов (август 1948 г.). Это стало сигналом для местных властей, которые в 1948 – 1953 гг. не позволили открыть ни одной церкви. В начале 50-х гг. сталинская церковная политика оставалась такой же противоречивой. Антирелигиозная компания, начата в конце 40-х гг., была свернута, но началось преследование духовенства и верующих (аресты духовенства, исключение из партии коммунистов, совершающих религиозные обряды, и т.д.)