Структура механизма государства
Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);
2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);
4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук
- Теория государства и права в системе юридических наук
- Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
- Общенаучные методы познания государства и права
- Специальные и частнонаучные методы теории государства и права
- Понятие и свойства государственной власти
- Методы осуществления государственной власти
- Государственная власть и идеология
- Легитимность и легальность государственной власти
- Властеотношения
- Соединение и разделение властей
- Государственная власть и государство
- Плюрализм в понимании и определении государства
- Признаки государства
- Сущность государства
- Экономическая, социальная и научная основы государства
- Закономерности развития государства
- Типология государств
- Восточное государство
- Рабовладельческое государство
- Феодальное государство
- Буржуазное (капиталистическое) государство
- Социалистическое государство
- Классификация и эволюция функций государства
- Формы и методы осуществления функций государства
- Понятие и значение механизма государства
- Структура механизма государства
- Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
- №17. Понятие и классификация государственных органов.
- Виды органов государства
- 1. Политические системы рабовладельческих обществ.
- Структура гражданского общества
- Современное правопонимание: основные концепции
- Историческая школа права
- Психологическая теория права
- Нормативистская теория права
- 13. Отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости.
- Стадии юридического процесса (и.М. Зайцев)
- Пределы действия нормативных актов
- Специализация и унификация российского законодательства как основные тенденции его развития