Вопрос 23: Первые европейские университеты Средневековья: программа и метод обучения.
В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.
Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.
В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).
На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.
На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.
Внутри факультетов студенты по национальному признаку объединялись в землячества, решающую роль в присуждении ученых степеней играла корпорация преподавателей. В управлении университетом ректор опирался на деятельность наблюдательного и ученого советов, последний избирался из числа профессоров и магистров. В некоторых университетах с XIV в. право избрания профессоров перешло к городам. Постепенно к XV в. появляются государственные университеты.
Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.
- Введение в специальность (подготовка к зачету)
- Вопрос 1: Понятие юриспруденции.
- Вопрос 2: Основные черты правовой культуры правовой культуры Древнего Египта: источники, характерные признаки.
- Вопрос 3: Основные черты правовой культуры Древней Месопотамии.
- Вопрос 4: Основные черты правовой культуры Древней Индии: связь религии и права
- Брахманизм
- Индуизм
- Буддизм
- Вопрос 5: Характерные черты Древнекитайского права.
- Вопрос 6: Цилиндр царя Кира – первая декларация прав человека.
- Вопрос 7: Основные черты правовой культуры Древней Греции
- Вопрос 8: Характерные признаки правовой культуры Древнего Рима.
- Вопрос 9: Возникновение юридического образования в России.
- Вопрос 10: Юридическое образование в начале XVIII века.
- Вопрос 11: Учреждение императорской Академии наук и Академического университета в России.
- Вопрос 12: Формирование юридического факультета Московского университета во второй половине 18 века.
- Вопрос 13: Юридический факультет в первой трети XIX века. Устав Московского Университета 1804
- Вопрос 14: Развитие юрфака мгу во второй трети XIX века. Устав универа 1835 г.
- Вопрос 15: Программа преподавания юридических наук по Уставам 1863 и 1884 гг. Устав 1863 г.
- Вопрос 16: Юрфак в советский период.
- Вопрос 17: Юридическое образование в современной России.
- Вопрос 18: ф. Г. Дильтей – первый профессор юридического факультета мгу
- Вопрос 19: Наука государственного права. 19век. Ф.Ф. Кокошкин (1871-1918), с.А. Котляревский (1873-1947).
- Вопрос 20:Наука гражданского права в XIX в. Пахман, Гамбаров, Муромцев, Агарков.
- Вопрос 21: Константин Петрович Победоносцев
- Вопрос 22: Наука уголовного права в 19 веке.
- Вопрос 23: Первые европейские университеты Средневековья: программа и метод обучения.
- Вопрос 24: Юридическая школа Болонского Университета.
- Вопрос 25: Глоссаторы, постглоссаторы, комментаторы и методы их работы.
- Вопрос 26: зарождение юридической профессии во Франции.
- История
- Современная Сорбонна
- Вопрос 27: Юридическое образование и современные правовые профессии во Франции.
- Вопрос 29:Юридическое образование и современные юридические профессии в Великобритании
- 1) Современные юридические профессии в Великобритании
- 2) Общие условия получения юридического образования в Великобритании
- Вопрос 30: Юридическое образование в фрг.
- Вопрос 31: Современные правовые профессии в рф
- Вопрос 32: Профессии судьи в Современной России.
- Вопрос 33: Профессия адвоката в рф.
- 4 Формы деятельности адвоката:
- Вопрос 34: Профессия нотариуса в рф
- Вопрос 35: Профессиональная этика судьи в рф.
- Вопрос 36: Профессиональная этика адвоката.
- Вопрос 37: Общие вопросы этики нотариуса
- 2. Взаимоотношения нотариуса с иными участниками нотариального производства
- Вопрос 38: Особенности юридического письма.