Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций.
Досудебные процедуры.
Досудебный процедуры каждой из досудебных процедур посвящена особая глава Закона о банкротстве банков (соответственно гл. II,III,IV).
Финансовое оздоровление кредитной организации.
Меры, направленные на финансовое оздоровление, могут применятся самой кредитной организацией либо по собственной инициативе, либо по указанию Банка России. Последний в соответствии со ст. 76 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» может в случае возникновения ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций, причем для этого необходимо решение Совета директоров Банка России.
В качестве мер по финансовому оздоровлению кредитной организации применяется:
-
Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;
-
Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;
-
Изменение организационной структуры кредитной организации;
-
Иные меры, установленные федеральными законами (Закон «О реструктуризации кредитных организаций» и Закон «О несостоятельности (банкротстве)», применяемых субсидиарно по отношению к Закону о банкротстве банков).
Закон о банкротстве банков устанавливает следующие формы оказания финансовой помощи кредитной организации ее участниками и третьими лицами:
1. размещение денежных средств на депозите в кредитной организации со сроками возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России (необходимый эффект состоит в том, что банк использует полученные денежные средства по своему усмотрению на восстановление финансового состояния).
2. предоставление поручительства (банковских гарантий) по необходимым для кредитной организации (необходимый эффект создается взятием на себя лицами, оказывающими финансовую помощь, обязательств перед контрагентами кредитной организации в случае неисполнения последней своих обязательств).
3. предоставление отсрочки и (или) рассрочки платежа (необходимый эффект достигается за счет изменения в сторону увеличения сроков исполнения обязанностей либо обязательств кредитной организации перед контрагентом, оказывающим ей финансовую помощь)
4. перевод долга кредитной организации с согласия ее кредитором (необходимый эффект состоит в том, что определенный субъект берет на себя исполнение обязательств кредитной организации перед кредиторами).
5. отказ от распределения прибыли кредитной организации и качестве дивидендов и направление ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации (необходимый эффект в данном случае достигается за счет того, что учредители (участники) кредитной организации, выступая как субъекты, оказывающие ей финансовую помощь, отказываются от получения причитающихся им доходов от деятельности кредитной организации. Данные средства используются для осуществления мер, направленных на финансовое оздоровление, в том числе на расчеты с кредиторами).
6. дополнительный взнос в уставный капитал данной кредитной организации (необходимый эффект достигается за счет того, что в результате могут исчезнуть основания для осуществления мер по предупреждению банкротства, поскольку некоторые из них связаны с размером уставного капитала).
7. прощение долга кредитной организации (необходимый эффект состоит в том, что в результате прощения долга обязательство должника — кредитной организации перед кредитором, прощающим долг, прекращается по воле этого кредитора. Данный кредитор и выступает лицом, осуществляющим оказание финансовой помощи кредитной организации). Правда здесь могут возникнуть проблемы, если прощающий долг кредитор является коммерческой организацией (что весьма вероятно). Проблемы связаны с тем, что многие ученые считают прощение долга разновидностью дарения, что между коммерческими организациями не допускается. С другой стороны, соглашение о прощении долга может быть квалифицировано как договор дарения только в том случае, когда в нем положительно решен вопрос о безвозмездности действий кредитора по освобождению должника от возложенных на него обязательств и при явном намерении кредитора одарить должника без всякого встречного предоставления. Сходство отношений еще не повод их отождествлять.
8. иные формы, способствующие устранению причин, вызвавших необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.
Следующей мерой по финансовому оздоровлению кредитной организации является изменение структуры ее активов и пассивов.
Часть 2 ст. 24 Закона «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что кредитная организация в процессе своей деятельности обязана осуществлять классификацию активов с целью выделить сомнительные и безнадежные долги, а также создать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.
Так вот в порядке осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитная организация может изменять структуру как активов, так и пассивов.
Следующей мерой является изменение организационной структуры кредитной организации. Это возможно посредством: изменения состава либо уменьшения численности работников кредитной организации; изменения состава обособленных подразделений (при этом происходит как сокращение численности филиалов, представительств, так и в необходимых случаях создание новых обособленных подразделений); изменения структуры банка (ликвидация или создание новых необособленных подразделений, каковыми являются всевозможные отделы, управления, департаменты и т.п.); изменения методов и структуры управления кредитной организацией. В соответствии с ч.3 п.1 ст.19 Закона «О реструктуризации кредитных организаций» изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться в форме продажи структурных подразделений, что допускается при продаже предприятия (бизнеса) кредитной организации.
Назначение и деятельность временной администрации
Применение данной процедуры, направленной на финансовое оздоровление кредитной организации, ею самой невозможно. Эта процедура – назначение временной администрации по управлению кредитной организацией – осуществляется Банком России. Инициатива же в осуществлении данного мероприятия может исходить от самого должника, его кредиторов либо непосредственно от Банка России. Следует отметить, что порядок назначения и деятельности временной администрации конкретизирован Банком России в Положении от 14 мая 1999г. № 76-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией».
Статус временной администрации состоит в том, что она является специальным органом управления кредитной организацией, который назначается банком России в соответствии с Законом о банкротстве банков и нормативными актами Банка России.
Судебные процедуры в отношении кредитной организации
Только при получении копии приказа об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций арбитражный суд возбуждает производство по делу о банкротстве.
В соответствии со ст.40 Закона о банкротстве банков к заявлению о банкротстве кредитной организации необходимо приложить копию приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, опубликованного в «Вестнике Банка России», или копию приказа, заверенную Банком России.
В отношении кредитной организации невозможно применение таких судебный процедур, как финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, таким образом, возбуждение производства по делу о ее банкротстве должно означать только ликвидацию, которая через определенное время будет произведена в ходе конкурсного производства.
Процедура наблюдения в отношении кредитной организации не имеет реабилитационной цели, то при введении данной процедуры вполне возможно наложение ареста на имущества должника.
После окончания наблюдении я на первом заседании арбитражного суда в отношении кредитной организации возможно принятие одного-единственного решения – о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.
Закон о банкротстве банков не содержит подробных положении об арбитражном управляющем, его правах и обязанностях, из чего мы можем сделать вывод о применении соответствующих общих норм Закона о банкротстве. К числу специальных норм можно отнести положения п. 2 ст.6 и ст.25 Закона о банкротстве банков, устанавливающие соотвественно необходимость для управляющего иметь квалификационный аттестат Банка России и последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей.
По сравнению с общими положениями, установленными Законом о банкротстве, можно выделить следующие последствие. Банк России имеет право аннулировать квалификацию аттестат арбитражного управляющего в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей.
Конкурсное производство.
Порядку осуществления конкурсного производства, т.е. ликвидационных процедур в отношении кредитной организации, посвящена гл.VI Закона о банкротстве банков.
-
Одной из особенностей можно считать правила, установленные ст. 46 Закона о банкротстве банков, применительно к использованию должником счетов в ходе конкурсного производства.
Статья 36 Закона о банкротстве банков уточняет, что в ходе конкурсного производства используется только корреспондентский счет кредитной организации, открытый в учреждении Банка России.
-
Следует отметить, что Закон о банкротстве дает примерный перечень расходов, связанных с осуществлением конкурсного производства, оплачиваемых с основного счета. Поскольку Закон о банкротстве не устанавливает ни очередности погашения расходов (вознаграждение конкурсного управляющего; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи; расходы, связанные с публикацией сообщения о банкротстве и с уведомлением кредиторов; иные расходы) в случае недостаточности денежных средств на счету, ни иных правил осуществления расходования средств с основного счета должника, то полномочия Банка России в урегулирования данного вопроса являются весьма широкими.
-
Следующая особенность правил о банкротстве кредитных организаций состоит в особом порядке опубликования информации о банкротстве. В общих правилах Закона о банкротстве конкурсного управляющего говориться, что в 10-дневный срок с момента утверждения, конкурсный управляющий должен направить определенные сведения для опубликования в «Вестнике ВАС РФ» и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а публикация о банкротстве кредитной организации должна осуществляться в трех печатных изданиях – «Вестник ВАС РФ», «Вестнике Банка России», в местной печати по месту нахождения кредитной организации. Все опубликования осуществляются за счет должника в 15-дневный срок с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих его право на совершение операции по корреспондентскому счету кредитной организации – банкротом.
-
Следующие особенности ликвидации кредитной организации и распределения ее конкурсной массы, т.е. особенности, связанные с проведением конкурсного производства.
-
При осуществлении мероприятий конкурсного производства конкурсный управляющий обязан отчитываться не только перед кредиторами и арбитражным судом в соответствии с Законом о банкротстве, но и перед Банком России в соответствии с п.2 ст.48 Закона о банкротстве банков. Последняя норма определяет, что конкурсный управляющий обязан представлять в Банк России бухгалтерскую и статистическую отчетность ликвидируемой кредитной организации ежемесячно. Перечень информации и порядок ее предоставления определяются нормативными актами Банка России.
Формирование конкурсной массы (включая продажу имущества, добавление в конкурсную массу и изъятия из нее), и распределение ее между кредиторами подчиняются общим правилам Закона о банкротстве, поскольку Закон о банкротстве банков специальных норм не устанавливает.
-
Следует отметить, что действующий ГК РФ, устанавливает, что «при ликвидации банков и иных кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан». Данная формулировка является настолько широкой, что в результате ее буквального толкования мы придем к выводу о том, что все граждане-кредиторы кредитных организации (независимо от оснований возникновения обязательства) являются кредиторами первой очереди.
- Российская академия правосудия
- Судебное рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
- Введение
- 3. Выработка практических умений и навыков по применению гражданско-правовых норм.
- (На базе среднего (полного) общего и среднего профессионального (неюридического) образования)
- Объем дисциплины и виды учебной работы (на базе среднего профессионального (юридического) образования)
- Объем дисциплины и виды учебной работы (на базе высшего профессионального образования)
- Программа курса
- Раздел 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве)
- Тема 1. Экономико-правовая сущность и правовое регулирование института несостоятельности (банкротства).
- Тема 2. Зарубежное законодательство о банкротстве.
- Тема 3. Понятие, признаки, критерии и субъекты состоятельности (банкротства).
- Раздел 2. Правовой статус участников правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством)
- Тема 4. Правовой статус должника
- Тема 5. Правовой статус кредитора
- Тема 6. Правовой статус арбитражного управляющего
- Тема 13. Внешнее управление
- Тема 18. Процедуры банкротства гражданина
- Тематический план семинарских (практических) занятий (на базе среднего (полного) общего и среднего профессионального (неюридического) образования)
- Занятие 3. Темы (12-15) Наблюдение. Внешнее управление. Конкурсное производство. Мировое соглашение.
- Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 3. Понятие, признаки, критерии и субъекты несостоятельности (банкротства)
- Тема 6. Правовой статус арбитражного управляющего
- Полномочия арбитражного управляющего
- Статус арбитражного управляющего
- Тема 17. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников — юридических лиц Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций.
- Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций.
- Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций.
- Несостоятельность (банкротство) страховых организаций.
- Несостоятельность (банкротство) профессиональных участников рынка ценных бумаг.
- Несостоятельность (банкротство) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- 1. По теме 2 (Зарубежное законодательство о банкротстве)
- 1. О специальном органе исполнительной власти, занимающимс вопросами банкротства несостоятельности.
- 1.1. Существует ли в стране специальный орган исполнительной власти, занимающийся вопросами банкротства/ несостоятельности?
- 2. О государственных исполнительных органах, которые участвуют в процедуре банкротства
- 2.1. Существуют ли государственные исполнительные органы, которые участвуют в процедуре банкротства?
- 2.2. Какие это органы?
- 2.3. В чем заключается их участие?
- Имеют ли государственные исполнительные органы право голосовать на собраниях кредиторов по вопросу о налоговых платежах?
- 5. Налоговые платежи в случае применения процедур реструктуризации и ликвидации в рамках процедур банкротства (последствия введения моратория на выполнение обязательств по платежам)
- 7. А) лицензирование деятельности арбитражных управляющих
- 8. B) профессиональные требования к должности арбитражного управляющего
- 9.С) страхование ответственности арбитражного управляющего
- Практическое задание для самостоятельной работы по теме 17.
- Примерная тематика рефератов
- Примерная тематика дипломных работ
- Примеры тестовых заданий для самоконтроля Вариант 1.
- Вариант 2.
- Вариант 3.
- Литература Нормативные акты
- Основная
- Дополнительная
- Литература для углубленного изучения курса
- Учебники и учебные пособия
- Вопросы для подготовки к зачету
- Глоссарий