Задачи и функции органов прокуратуры
Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:
верховенства закона;
единства и укрепления законности;
защиты прав и свобод человека и гражданина;
охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.
Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:
уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
- Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»
- Понятие и признаки правоохранительных органов
- Система правоохранительных органов
- Нормативная база деятельности правоохранительных органов
- Понятие и признаки судебной власти
- Суд как орган судебной власти
- Судебная система
- Понятие правосудия
- Принципы правосудия
- Система принципов правосудия
- Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
- Порядок наделения судей полномочиями
- Приостановление и прекращение полномочий судьи
- Гарантии независимости судей
- Органы судейского сообщества
- Мировые судьи
- Районный суд
- Суды субъектов рф
- Верховный Суд рф
- Военные суды
- Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда рф
- Компетенция Конституционного Суда рф
- Состав и структура Конституционного Суда рф
- Понятие, система и структура органов прокуратуры
- Следственный комитет при прокуратуре рф
- Кадры органов прокуратуры
- Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- Задачи и функции органов прокуратуры
- Система органов внутренних дел
- Милиция, ее задачи, структура и функции
- Основные права и обязанности сотрудников милиции
- Кадры милиции
- Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
- Следственный комитет при Министерстве внутренних дел рф
- Следственное управление при гувд (увд) субъекта рф
- Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
- Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
- Правовой статус адвоката
- Система адвокатуры
- Организация юридической помощи по уголовным делам