logo
Введение

Информационная безопасность общества

Закон определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз[3][3]. Информационная безопасность, наряду с подсистемой экономической, внутриполитической, социальной, международной, военной, экологической и иных видов безопасности, играет ключевую роль в обеспечении национальных интересов государства.

«Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа».

Таким образом, под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, т.е. состояние защищенности информационных ресурсов, систем формирования, распространения и использования информации. Нас, в частности, будет интересовать компьютерная информация как основная и наиболее эффективная для распространения и обработки форма представления информации.

Высказывания о том, что  перед Россией из-за ее технической отсталости проблемы обеспечения информационной безопасности не будут стоять столь остро, а компьютерные преступления не смогут как-либо повлиять на общую картину преступности, сейчас потеряли свою актуальность. Информация в машинном представлении неуклонно вытесняет бумажный документооборот в государственных и частных организациях, заменяет традиционные СМИ. В банках данных ряда государственных структур – МВД, Госналогслужбы, Пенсионного фонда – уже накоплены сведения персонального характера о значительной части населения России; введены в практику электронные расчеты между кредитными организациями, успешно действуют системы электронных торгов. Замечаем мы это или нет, но компьютерная информация активно вторгается во все сферы жизни общества: экономическую, духовную, политическую, поэтому игнорировать опасность посягательств на нее, а также на процессы ее обработки сейчас уже нельзя. Так, в 1992 году сотрудник Игналинской АЭС из корыстных побуждений использовал в системах управления станцией несанкционированные программные модули; в итоге, это привело к искажению информации, отображаемой на пульте оператора атомного реактора, повлекшее возникновении нештатной ситуации, возможные последствия которой не нуждаются в пояснении.

Концепция национальной безопасности указывает также на усиление внешних угроз в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Результатами реализации угроз информационной безопасности и осуществления посягательств (способов воздействия) на информационные ресурсы и информационные системы и процессы в общем случае являются:

нарушение секретности (конфиденциальности) информации (разглашение, утрата, хищение, утечка и перехват и т.д.);

нарушение целостности информации  (уничтожение, искажение, подделка и т.д.);

нарушение доступности информации и работоспособности информационных систем (блокирование данных и информационных систем, разрушение элементов информационных систем, компрометация системы защиты информации и т.д.).

В настоящее время все меры противодействия компьютерным преступлениям можно подразделить на технические, организационные и правовые.

К техническим мерам можно отнести, например, разработку и реализацию специальных программных и аппаратных комплексов безопасности, резервирование систем и многое другое.

К организационным мерам относятся охрана компьютерных систем, подбор персонала, исключение случаев ведения особо важных работ только одним человеком, наличие плана восстановления работоспособности системы ЭВМ после выхода ее из строя и проч.

К правовым мерам следует отнести разработку норм, устанавливающих ответственность за компьютерные правонарушения, защиту авторских прав программистов, совершенствование уголовного и гражданского законодательства, а также судопроизводства. К правовым мерам относятся также установление правил лицензирования и сертификации в области защиты информации, установление правовых основ деятельности федеральных органов правительственной связи, принятие соответствующих международных актов.

Соответственно, уголовно-правовая защита относится к правовым мерам обеспечения информационной безопасности общества.