logo
Voprosy_Upravlenie_gorodskim_razvitiem_po_porya

Факторы конкурентоспособности городов.

Конкуренция - это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Кластеры – сконцентрированные по геогр признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, связанных с их деятельностью организаций (университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений), в определенных областях конкурирующих, но ведущих совместную работу.

С позиции системного анализа кластер – система взаимосвязанных фирм и институтов, оказывающаяся в целом больше простой суммы ее составляющих.

Географическое местоположение – фундаментально для конкуренции.

Территориально-производственный комплекс - совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных производств.

Правило Ромба:

1) Факторные условия:

- людские и природные ресурсы

- научно-информационый потенциал

- капитал

- инфраструктура (в тч факторы качества жизни)

2) Условия внутреннего спроса, качество спроса

3) Смежные и обслуживающие отрасли кластеров:

- сферы поступления сырья и полуфабрикатов

- поступление оборудования

- сферы использования сырья, оборудования, технологий

4) Стратегия и структура фирм. Внутриотраслевая конкуренция. Цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм.

Иные показатели: ЭГП, транспортная инфр-ра, диверсифицированная структура экономики, наличие квалифицир раб силы или возможности ее подготовки, развитая логистика (терминалы, оптовые базы), качество окр среды (соц-эк окружение, экологичность), эффективное управление, достижение согласия между властью, бизнесом и обществом.

Такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность традиционно использовались применительно к категориям товар, предприятие и отрасль (рынок), позднее - территориям (городам, регионам и странам в целом).

По Портеру, конкурентоспособность города - это экономическая категория, характеризующая способность территории достигать высокого и постоянно растущего уровня жизни за счет повышения производительности использования труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями - создателями добавленной стоимости.

Понятие «конкурентоспособность мегаполиса» имеет несколько иную смысловую нагрузку, чем понятие «конкурентоспособность компании». В ситуации, когда город оказывается неконкурентоспособным, он не может уйти с рынка и прекратить свое существование как неконкурентная компания. В случае неконкурентоспособности города происходит ухудшение благосостояния населения, условий ведения бизнеса, сокращение занятости т.д., поэтому понятие «конкурентоспособность мегаполиса» приближается по смыслу к понятию «устойчивое развитие».

Можно говорить о текущей и перспективной конкурентоспособности города. Текущая конкурентоспособность города во многом определяется уровнем конкурентоспособности градообразующих предприятий. В то же время конкурентоспособность города заметно шире, чем конкурентоспособность расположенных на его территории предприятий. Она включает в себя экономические ресурсы, социальную и экономическую инфраструктуры, а также качество и эффективность управления социально-экономическими процессами в городе.

Понятие конкурентоспособности города также шире, чем понятие инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата. Конкурентоспособность включает в себя категории, способствующие привлечению в город не только инвестиций, но и ряда других факторов.

Исследование вопросов конкурентоспособности городов относительно новое и интенсивно развивающееся направление. Проблема конкурентоспособности городов в последние годы актуализировалась в исследовательских кругах, однако, число исследований конкурентоспособности городов пока ограничено, а методы исследования и оценки конкурентоспособности городов только формируются.

Для оценки конкурентоспособности города традиционно используются два метода: ранговый метод и метод измерения потенциалов.

Ранговый метод состоит в определении места (ранга) изучаемой территории (города) в определенной системе сопоставляемых территорий (городов) и имеет следующие важные характеристики:

- область применения рангового метода может использоваться в различных областях науки;

- для применения рангового метода не обязательно охватывать весь спектр имеющихся показателей развития территории, можно ограничиться выбором группы показателей, характеризующих конкурентоспособность;

- пространственные критерии сопоставления территорий могут изменяться в зависимости от поставленной задачи исследования;

- позволяет выявлять динамику изменения рангов по видам показателей за определенный период времени, что отражает и тенденции изменения конкурентоспособности территорий.

Метод измерения потенциалов территории (города) - сложное понятие, включающее в себя основные факторы территориальной конкурентоспособности.

1. Ресурсный потенциал (географическое положение, наличие природных ресурсов, характеристика климатических условий развития, земельные ресурсы, основной капитал, трудовые ресурсы).

2. Потенциал качества жизни (уровень социальной защиты, степень безопасности проживания населения, возможности получения услуг ЖКХ, качество жилья,

3. Креативный потенциал (качество культурной среды и др.).

4. Финансовый потенциал (бюджетная обеспеченность, уровень развития банковской, финансовой, страховой инфраструктуры, инвестиционный климат и др.).

5. Экологический потенциал (качество воды, воздуха, состояние окружающей природы, ландшафтов и т. д.).

6. Организационный потенциал (политическая стабильность, эффективность структур управления и др.).