Права человека как принципы и нормы взаимоотношения личности с государством и обществом.
Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).
Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.
Возможны четыре основных способа взаимоотношений индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над .частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.
Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти. (Более подробно проблемы авторитарной и тоталитарной власти рассматриваются в гл. 10.)
Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Последнее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции — обеспечение безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.
Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.
В современной политической науке преобладает третий, пар-тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.
Все четыре рассмотренных выше способа взаимоотношений индивида и власти в большей или меньшей степени представлены в истории человечества. Они составляют ту систему координат, в которой осознается и оценивается сама проблема прав человека.
- Контрольные вопросы
- Общество, его составные части и их характеристика.
- Существенные признаки общества.
- Структура общества как социальной системы.
- Критерии классификации и типы общества.
- Правовая жизнь общества и правовая среда.
- Правовая активность личности и ее содержание.
- Правовой прогресс и его содержание.
- Понятие и структура политико-правового состояния личности.
- Правовой статус личности: понятие и содержание.
- Гарантии правового статуса личности.
- Международно-правовое регулирование положения личности в
- Факторы, ограничивающие вмешательство государства в частную жизнь.
- Ограничение прав и свобод личности, случаи его необходимости и его пределы.
- Права и свободы человека: содержание и становление поколений.
- Права человека и права гражданина, их соотношение
- Институт гражданства, его содержание.
- Гарантия прав личности: понятие и классификация.
- Человек, личность, гражданин: соотношение понятий.
- Закрепление прав и свобод человека в законодательстве.
- Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- Международные акты, закрепляющие права и свободы человека.
- Взаимные обязанности и ответственность государства и личности.
- Юридические обязанности и ответственность личности перед государством и обществом.
- Правовое положение личности в Республике Беларусь.
- Механизм реализации правового статуса личности в Республике Беларусь.
- Правовой статус уполномоченного по правам человека.
- Человек – личность – гражданин: соотношение понятий.
- Права человека как принципы и нормы взаимоотношения личности с государством и обществом.
- Смысл понятия «права человека»: возникновение, историческое развитие.
- Правовой статус личности в различных концепциях права и государства.
- Права человека и права гражданина.
- Обязанности человека и гражданина.
- Юридические гарантии прав и свобод: нормативные и институциональные