26. Индивидуализация юридического лица
Индивидуализация юридического лица согласно ст. 54 ГК осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в его учредительных документах не установлено иное. Конкретный адрес лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа. По месту нахождения лица происходит исполнение обязательств, предъявление исков, применение к нему актов местных органов власти и решение многих других вопросов. Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации (унитарные предприятия, инвестиционные фонды и т. п.) должны включать в свое название указание на характер деятельности. Фирменное наименование — собственно название коммерческой организации. Право на фирму является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно неотделимо от самой организации и может отчуждаться вместе с ней. В гражданском обороте необходимо индивидуализировать не только юридическое лицо, но и его продукцию: товары, работы, услуги. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. Согласно Закону РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 11, 24 декабря 2002 г.) производственная марка (маркировка) товара — это словесный (описательный) способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя:
· фирменное наименование изготовителя и его адрес;
· название товара;
· ссылку на стандарты, которым должен соответствовать товар;
· перечень его основных потребительских свойств;
- другие обязательные данные. Производственная марка применяется юридическим лицом без какой-либо специальной регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой. Товарный знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, (если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной). Организации, основная деятельность которых заключается в оказании услуг, могут зарегистрировать и использовать знак обслуживания, который приравнивается к товарному знаку. Свойства некоторых товаров определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где они производятся, например, хохломская роспись, дымковская игрушка. Организации, изготавливающие такую продукцию, имеют право зарегистрировать и использовать наименование места происхождения товара. Право пользования таким наименованием не является исключительным и поэтому может закрепляться за любыми лицами, производящими аналогичный товар в той же местности. В отличие от товарного знака право использования места происхождения товара является бессрочным и не может передаваться по лицензии другим лицам.
- Гражданское право как отрасль права, его отграничение от смежных отраслей
- Система отрасли гражданского права
- Предмет и метод гражданского права
- Принципы гражданского права
- 5. Источники гражданского права: понятие и виды
- Действие гражданско-правовых норм
- Аналогия права и аналогия закона в гражданском праве
- 8. Понятие и виды гражданских правоотношений
- 9. Содержание гражданского правоотношения
- 10. Участники гражданского правоотношения
- 11. Правопреемство
- 12. Юридические факты: понятие и классификации
- 13. Понятие, способы и пределы осуществления гражданских прав
- 14. Охрана и зашита гражданских прав: понятие и значение
- 15. Способы зашиты гражданских прав
- 16. Правоспособность гражданина
- 17. Имя гражданина, его место жительства
- 18. Дееспособность гражданина. Эмансипация
- 19. Правовые основания ограничения дееспособности гражданина. Восстановление дееспособности
- 20. Признание гражданина безвестно отсутствующим
- 21. Объявление гражданина умершим
- 22. Опека и попечительство. Патронаж
- 23. Акты гражданского состояния
- 24. Понятие и признаки юридического лица
- 25. Органы юридического лица
- 26. Индивидуализация юридического лица
- 27. Классификация юридических лиц
- 28. Некоммерческие юридические лица
- 29. Образование юридических лиц. Учредительные документы. Лицензирование
- 30. Филиалы и представительства
- 31. Реорганизация юридического лица. Правопреемство
- 32. Ликвидация юридических лиц
- 33. Банкротство
- 34. Понятие и виды объектов гражданского права
- 35. Вещи как объекты гражданских прав, их классификация
- 36. Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений
- 37. Понятие «имущество» в гражданском праве. Деньги как объект гражданских прав
- 38. Ценные бумаги: понятие и виды
- 39. Облигация и чек
- 40. Вексель и коносамент
- 41. Банковская сберегательная книжка на предъявителя. Депозитный и сберегательный сертификаты
- 42. Акция как ценная бумага
- 43. Результаты творческой деятельности как объекты гражданских прав
- 44. Нематериальные блага как объекты гражданских прав
- 45. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие морального вреда
- 46. Сделки: понятие и виды
- 47. Сделки под условием
- 48. Форма сделок
- 49. Условия действительности сделок
- 50. Недействительные сделки, их виды и последствия
- 51. Сделки с пороками формы и содержания
- 52. Сделки с пороками воли и в субъекте
- 53. Ничтожные и оспоримые сделки
- 54. Представительство: понятие, субъекты, отличие от смежных правоотношений
- 55. Представительство без полномочий
- 56. Доверенность