logo
Соцразвитие и прогнозирование крупного города

2.1 Показатели, характеризующие уровень жизни населения в Волгоградской области

Основным исполнительным органом по обеспечению социальной защиты жителей Волгоградской области является Управление социальной защиты населения (УСЗН) администрации Волгоградской области.

Его основные функции:

1. Прием документов, назначение (отказ в назначении) и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно действующему законодательству; ведение учета излишне выплаченных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию;

2. Организация выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ;

3. Реализация мероприятий по обеспечению отдельных категорий лиц путевками на санаторно-курортное лечение;

4. Оформление документов, подтверждающих право получения мер социальной поддержки отдельным категориям лиц в пределах своей компетенции;

5. Учет и содействие инвалидам в реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации;

6. Выдача технических средств реабилитации в соответствии с нормативными правовыми актами Волгоградской области;

7. Прием, обработка документов, подсчет трудового стажа, подготовка проектов постановлений Главы администрации Волгоградской области о присвоении звания "Ветеран труда Самарской области" либо об отказе в присвоении звания "Ветеран труда Самарской области", выдача удостоверений «Ветеран труда Самарской области»;

8. Обеспечение информационного взаимодействия с населением через средства массовой информации по вопросам социальной поддержки;

9. Подготовка отчетности и анализ сведений о предоставленных мерах социальной поддержки;

10.создание информационной базы данных получателей социальных выплат и мер социальной поддержки, а также нуждающихся в них граждан и предоставление указанных сведений в Министерство здравоохранения и социального развития Волгоградской области для организации централизованных выплат;

11.прием граждан и подготовка ответов на обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в компетенции управления;

12.повышение профессионального уровня работников управления;

13.взаимодействие с организациями и ведомствами по вопросам социальной поддержки;

14.хранение переданных и созданных в процессе работы документов в архиве в течение срока, установленного нормативными документами.

15.УСЗН осуществляет также другие функции в соответствии с действующим законодательством, не предусмотренные настоящим Положением.

Руководящими документами служат: Положение об управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области; Постановление Главы администрации Волгоградской области от 25.03.2008 г № 183 «Об утверждении положения об управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области». Постановление от 03.08.2010 г. №574 «Об утверждении Реестра (перечня) муниципальных услуг, предоставляемых отраслевыми органами и структурными подразделениями администрации Волгоградской области».

В Постановлении от 03.08.2010 №574 указан список предоставляемых муниципальными органами услуг населению с целью эффективного развития социальной сферы Волгоградской области.

Так, среди услуг в жилищных отношениях следует отметить, что на безвозмездной основе администрация предлагает обеспечение жильем работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданам-переселенцам, жителям ветхих домов, гражданам сельской местности и молодым специалистам на селе, а также социальные выплаты на приобретение жилья молодым семьям5.

Также в данном постановлении указано, что администрация предоставляет детям родителей дошкольное образование, родительская плата при этом составляет 20% от стоимости содержания ребенка в учреждении.

Предоставление организационного отдыха обучающимся в образовательных учреждениях проводится администрацией Волгоградской области на безвозмездной основе.

Показатели, характеризующие уровень жизни населения МО в разрезе 5 последних лет в общих показателях по Волгоградской области представили на заседании думы Волгограда 26 октября 2017 г., был рассмотрен прогноз социально-экономического развития города на 2018 г. и плановый период 2018-2020 гг.

Документ представили в двух вариантах: консервативном и умеренно-оптимистическом. В 2018 г. прирост промышленного производства может составить 106,7% по первому сценарию и 112,6% - по второму.

Одним из перспективных направлений развития Волгоградской области остается химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. В условиях стабилизации экономической ситуации в стране ведущее предприятие города - ОАО "Каустик" - наращивает объемы производства и реализации продукции.

Однако на перспективы его развития будет оказывать большое влияние ситуация в автомобильной промышленности. Ожидается рост показателей в металлургическом производстве. Объем отгруженной продукции в 2017 г. составил 954,2 млн руб. В прогнозируемом периоде на 2018-2020 гг. предполагается увеличение объема производства по сравнению с 2017 г. более чем в 2,5 раза.

В сфере нефтепереработки ожидается незначительное снижение объемов производств к уровню 2017 г. в связи с необходимостью реконструкции предприятий.

В текстильном и швейном производствах прогнозируется спад в связи с тем, что ОАО " Волгоградская швейная фабрика" не смогло принять участие в торгах на получение госзаказа по поставку военного обмундирования. А вот в производстве обуви в 2018 г. возможен рост на 2,8% по первому варианту прогноза и на 5,3% - по второму.

Также не исключено повышение показателей производства пищевых продуктов. В связи с относительно благоприятными экономическими показателями прогнозируется улучшение ситуации и в социальной сфере города. В следующем году в Волгоградской области будут введены в эксплуатацию 38,4 тыс. кв. м (104,9% к уровню предыдущего года).

В течение ближайших трех лет среднемесячная заработная плата работников возрастет по первому варианту на 9,2% и на 13% - по второму.

В ходе рассмотрения прогноза депутаты высказали ряд замечаний к документу. Прогнозируемый уровень безработицы был отмечен неправильно. Планируется рост показателей промышленных предприятий, нет угрозы остановки каких-либо производств, в недостаточном объеме указаны показатели по обеспечению дошкольными учреждениями.

Проанализируем уровень жизни Волгоградской области.

Рис.1 Сводный индекс потребительских цен по группам товаров и услуг в Волгоградской области (в %).

В 2017 году наблюдается сокращение темпов потребительской инфляции относительно 2016 года в связи со стабилизацией экономической ситуации и ростом объемов производства на предприятиях агропромышленного комплекса региона. На протяжении 5 месяцев (с мая по сентябрь прошлого года) органами статистики фиксировалась дефляция на товары продовольственного назначения - общее снижение уровня цен на 4,6 проц. пункта.

В результате по итогам десяти месяцев 2017 года рост цен на товары и услуги составил 105,0% (к декабрю 2016 года), в том числе на товары продовольственного назначения - 102,6%, на непродовольственные товары - 104,9%, на платные услуги - 108,4%.

Рис. 2 Динамика оборота розничной торговли общественного питания и объема платных услуг населению на территории Волгоградской области за 9 месяцев 2017 года (в % к соответствующему месяцу предыдущего года, в сопоставимых ценах)

По итогам 9 месяцев 2017 года повышение уровня потребительских цен наряду со снижением реальных денежных доходов привели к замедлению темпов роста оборота розничной торговли в физическом объеме.

В январе-сентябре 2017 года оборот розничной торговли составил 334,2 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 0,1% в сопоставимых ценах.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 53,6%, непродовольственных - 46,4%. Оборот общественного питания за рассматриваемый период сократился на 2,8% в сопоставимых ценах по сравнению с январем-сентябрем 2017 года и сложился в размере 14,9 млрд. рублей. За 9 месяцев 2017 года на территории области оказано платных услуг населению на сумму 95,2 млрд. рублей, что на 0,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года в сопоставимых ценах.