2.1.3. Защита права на личную информацию ограниченного доступа.
В конце 60-х годов из всего объема обрабатываемых данных была выделена особая категория сведений о конкретных людях, обработка которых осуществлялась в социальных, финансовых и полицейских целях.
Эта информация получила обобщенное название «персональные
данные».
Развитие информатики в странах Запада и связанный с этим рост угрозы нарушения прав личности (бесконтрольный доступ и распространение персональной информации) потребовали разработки специальных актов, учитывающих фактор информатизации.
Первые законодательные инициативы по проблеме защиты персональных данных возникли в ФРГ (земля Гессен) в 1970 г. как реакция на создание крупных компьютерных центров и обобщенных баз данных, предназначенных для общественного управления и автоматизации административной работы.
Авторы законодательных инициатив, исходя из предположения, что информационные потоки формируют «нервный центр общественной жизни» и что обладание информацией о гражданах представляет «общественную силу», справедливо полагали, что автоматическая обработка данных без принятия мер по их защите несет угрозу личной свободе граждан и, как следствие, создает новую угрозу
гражданскому обществу.
Именно на территории земли Гессен в 1970 г. впервые появился Уполномоченный по защите данных, выбираемый парламентом и являющийся независимой «инстанцией». Согласно решению правительства, Уполномоченный должен был стать «инстанцией», способной устранить чувство беспомощности граждан перед автоматизированной бюрократией. Уполномоченный не несет прямой ответственности за обработку данных, никакие другие инстанции не могут давать ему инструкций, у него нет контролирующих обязанностей.
Последующие 25 лет показали, что институт Уполномоченного по защите данных не только сохранился, но и оказался эффективным механизмом, способным обеспечить баланс интересов личности, общества и государства.
За это время он получил развитие практически во всех передовых западных странах. Например, в Германии с его участием удалось законодательно оформить право на защиту персональных данных как основное право личности и рассматривать его как конституционную норму.
Было сформулировано и юридически оформлено также новое базовое право личности - право на информационное самоопределение. При этом данное право рассматривается не как абсолютное, а как имеющее некоторые ограничения, которые делаются в интересах общественного развития и государственного управления.
Службы Уполномоченного в ряде стран несут достаточно большую нагрузку: рассматривают в год свыше 10 тыс. заявлений граждан по фактам нарушения или реализации упомянутых прав, осуществляют регистрацию заявителей и пр. Заметную роль играют проводимые ежегодно (уже в течение 14 лет) рабочие совещания представителей Уполномоченных по защите данных более чем двенадцати стран Европы.
На этих совещаниях как раз и осуществляется анализ новых угроз, возникающих при воздействии на общество новых информационных технологий.
К концу 70-х гг. сформулированы два принципа, нашедшие впоследствии отражение в национальном законодательстве по информатике:
10*
установление пределов вмешательства в частную жизнь с использованием компьютерных систем;
введение административных механизмов защиты граждан от такого вмешательства.
К этому направлению можно отнести:
- резолюцию Европарламента «О защите прав личности в связи с прогрессом информатики» (1979 г.).
- Конвенцию ЕС «О защите лиц при автоматизированной обработке данных персонального характера» (1980 г.).
Yandex.RTB R-A-252273-3- План лекции
- 1. Правовые аспекты защиты информации
- 1.1. Национальная и государственная безопасность (государственный уровень)
- 1.2. Безопасность коммерческих структур (коммерческий уровень).
- 2. Международная практика правового обеспечения информационной безопасности
- 2.1.Защита прав личности в информационной сфере.
- 2.1.1. Защита прав личности на доступ к информации, ее получение и распространение.
- 2.1.2.. Защита права на неприкосновенность частной жизни.
- 2.1.3. Защита права на личную информацию ограниченного доступа.
- 2.1.4. Защита права личности на интеллектуальную собственность.
- 2.2. Защита государственных интересов
- 2.3. Защита предпринимательской и финансовой деятельности.
- 2.4. Защита информации от компьютерных преступлений.
- 2. Современные направления развития правовое базы обеспечения
- 3. Организационные структуры государственной системы обеспечения информационной безопасности на уровне федеральных органов исполнительной власти.
- 3.1. Службы контроля и надзора органа исплнительной власти
- 3.2. Специализированные предприятия — разработчики комплексов и средств обеспечения,
- 3.3. Сертификационно-испытательные центры и лаборатории
- 3.4. Аттестационные центры
- 3.5. Службы безопасности и защиты информации предприятий и организаций