22 Государство и церковь: формы взаимоотношений.
В переводе с греческого слово «церковь» буквально означает «дом Бога», «дом Господний». И в узком смысле под «церковью» понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты.
В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
Главные признаки церкви:
а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;
б) иерархический характер, централизация управления;
в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).
Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм.
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.
Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:
1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.
2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.
3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).
4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.
5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.
Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:
1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.
2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.
3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 17 Государственная власть. Учение о разделении властей: теория и практика.
- 18 Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства и права в политической системе общества.
- 19 Государство и гражданское общество: взаимосвязь и соотношение.
- 20 Социальное государство: понятие, условия формирования и проблемы функционирования.
- 21 Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
- 22 Государство и церковь: формы взаимоотношений.
- 23 Государство, этнос, нация: соотношение и взаимосвязь.
- 24 Сущность и социальная природа права: многообразие подходов к пониманию.
- 25 Юридический позитивизм о сущности и социальной природе права.
- 26 Теория естественного права.
- 27 Социологическая школа права.
- 28 Диалектико-материалистическая школа права.
- 29 Право и закон: проблемы соотношения.
- 30 Право в системе социальных норм.
- 31 Право и мораль: проблемы соотношения и взаимодействия. Соотношение и взаимодействие права и морали
- 32 Нормы права: понятие и структура. Классификация правовых норм
- 34 Источники права: понятие и виды.
- 35 Нормативно-правовые акты: понятие и классификация. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 36 Закон как источник права: понятие, признаки, виды.
- 37 Правотворчество: понятие, принципы, виды. Законотворчество: понятие и стадии.
- 38 Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.
- 39 Механизм правового регулирования: понятие и структура.
- 40 Реализация права: понятие и формы.
- 42 Пробелы в праве: понятие, виды, способы преодоления. Аналогия закона и аналогия права.
- 43 Толкование права: понятие, виды.
- 44 Способы и акты толкования права.
- 45 Правоотношение: понятие и виды.
- Основные признаки правовых отношений
- 46 Структура правоотношения.
- 47 Юридические факты: понятие и классификация.
- 48 Правонарушения: понятие и виды.
- 49 Юридический состав правонарушения.
- 50 Юридическая ответственность: понятие, принципы, виды.
- 51 Правосознание: понятие, структура и виды. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
- 52 Правовая культура: понятие и структура.
- 53 Законность: понятие, принципы, гарантии. Правопорядок и общественный порядок.
- 54 Соотношение права, политики и экономики.
- 55 Правовое государство: теория и практика.
- 56 Правовая система: понятие и структура.
- 57 Правовые семьи: понятие и виды. Понятие правовой семьи. Особенности юридической техники в различных правовых семьях
- 58 Англосаксонская правовая семья.
- 59 Романо-германская правовая семья.
- 60 Мусульманская правовая семья.
- Теория государства и права (но эти ответы никем не проверены, и очень даже не полные!!!, это делал кто то из группы юст-415 в январе 2014 года)